Спецкурс
Кое-что поинтереснее
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Герасимович Евгения, Павлова Надежда
5 Стажёры  
6 Время проведения Четверг 18:55 - 20:15
7 Цель курса Дать школьникам широкое представление об актуальных современных вопросах, касающихся биологии и медицины.
8 Задачи курса Показать спектр областей, в которых применятся научные биологические знания;
дать обоснование многим повседневным явлениям с точки зрения естественных наук;
привить основы научного познания;
показать, что наука может быть интересной и весёлой.
9 Особенности курса Уникальность и современность материала; широкий обзор проблем разных областей биологии; научно-популярный формат.
10 Формат проведения занятия 5 минут - устное обсуждение темы предыдущей лекции;
5 минут - опрос общественного мнения по какому-либо актуальному вопросу, приведение статистических данных;
1 час - лекция;
10 минут - обсуждение и вопросы по лекции; формулировка домашнего задания
[в конце каждого смыслового блока - 15-минутный тест в начале занятия]
11 Целевая аудитория Любой школьник, которого интересуют современные вопросы биологии. Курс рассчитан на широкую аудиторию, не требует предварительной базы знаний.
12 Краткое описание курса Курс, нацеленный на научно-популярное объяснение некоторых явлений жизни с точки зрения биологии и медицины.
13 Количество слушателей от 20 до 30 человек
14 Отбор Нет.
15 Формы контроля и
система отчётности
тесты - 20%
домашние работы - 30%
экзамен - 50%
Форма экзамена: устный доклад с презентацией про какой-либо вопрос или проблему
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Нет
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Четверг) Тематический блок План занятия
1 06.10.2016 Клетка/общая биология Модели, игры, алгоритмы. Применение биологических моделей в игровой и развлекательной индустрии. Game of life: игровая версия пространственной модели; генетические алгоритмы и их реализация: boxcar, creatures. Принцип нейронных сетей и приложение Prisma.
2 13.10.2016 биохимия Плацебо и гомеопатия. История вопросов и современный взгляд. Проблема научного изучения данных проблем. Статистические данные, значение для человека.
3 20.10.2016 биохимия Важные и маленькие. Историческая справка о химических соединениях, повлиявших на развитие человечества. Молекулы, важные для современного человека. Химическая основа различных производств и технологий.
4 27.10.2016 клетка ГМО. Биологические основы создания генно-модифицированных организмов. Значение технологии для сельского хозяйства, человека и окружающей среды. Современные исследования ГМО, опровержение наиболее распространённых мифов.
5 03.11.2016 клетка Допинг. Актуальность проблемы. Исторический обзор. Статистические данные. Виды допинга, их распространение, применение, частота употребления в разных видах спорта. Механизмы действия наиболее популярных видов допига. Ингаляции ксенона как фактор победы на Сочи-2014. Генный допинг в 21 веке.
6 10.11.2016 клетка Рак. Различные механизмы возникновения рака. Цитологические основы заболевания, сравнение с нормальной жизнедеятельностью клеток. Возможные способы борьбы с раком.
7 17.11.2016 клетка Микробы вокруг и внутри нас. Симбиотические бактерии человека и животных, их значение для здоровья и сельского хозяйства. Механизмы заболеваний, вызываемых бактериями. Применение микроорганизмов для биотехнологического и пищевого произодства.
8 24.11.2016 физиология Взросление. Разница в биохимических путях новорожденного и взрослого человека (липаза-А, гемоглобин); гормональная регуляция линейного роста. Адренархе и менархе, их гормональная регуляция. Старение: теории и процессы.
9 01.12.2016 физиология Пол, гендер. Понятие базового пола. Определение пола у разных классов позвоночных; пол у беспозвоночных животных. Различные виды пола: хромосомный, гонадный, пол мозга. Нарушения хромосомного пола: синдром Клайнфельтера, XYY-синдром, синдром Шерешевского-Тёрнера. Синдром Морриса.
  08.12.2016 Консультация  
  15.12.2016 Экзамен  
10 22.12.2016 Переэкзаменовка Для тех, кто не смог.
  29.12.2016    
  05.01.2017    
  12.01.2017    
  19.01.2017    
  26.01.2017    
11 02.02.2017 мозг Анализаторы или как мы получаем информацию о мире. Понятие рецептора, типы рецепторов. Тактильный анализатор. Слуховой анализатор (+вестибулярный аппарат). Принцип химических анализаторов: обоняние и вкус. Зрительный анализатор и кора больших полушарий как место обработки информации и вычленения изображения.
12 09.02.2017 мозг Боль. Виды боли. Физиологические основы боли и её значение для организма. Принцип действия обезболивающих препаратов. 
13 16.02.2017 мозг Зависимости. На что действуют вещества, от которых возникает зависимость? Как формируется механизм зависимости? (на примере алкоголя и никотина БЕЗ УПОМИНАНИЯ НАЗВАНИЙ) Методы избавления от зависимостей.
  23.02.2017    
14 02.03.2017 мозг Антидепрессанты. Определение понятия депрессии. Серотонинергическая, дофаминергическая, ГАМК-эргические системы контроля настроения, синапсы в соответствущих системах. Различные типы антидепрессантов, их мишени и механизм действия.
15 09.03.2017 мозг Память и обучение. Виды памяти: кратковременнная, долговременная, импринтинг, их физиологическая и биохимическая основа. Влияние различных факторов (сна, физической активности, усталости, возраста) на запоминание информации. Различные методики обучения и полезные советы.
16 16.03.2017 общая биология Передовые методы биологии. Метод patch-clamp, его принцип и применение, значение в доклинических исследованиях. Метод ПЦР и ПЦР в реальном времени: принцип, значение в научных исследованиях и клинической диагностике. Digital-PCR: принцип, значение. Полногеномное секвенирование: принцип, значение для экологии и медицины. Транскриптомика отдельных клеток: новый подход к изучению рака. Производство антител: значение для научных исследований и медицины. Молекулярное моделирование: новый подход к созданию лекарств.  
17 23.03.2017 общая биология Scienceart. Использование науки в искусстве и искусства в науке; техника, которую применяют для этого. Влияние грибных сообществ на фотоплёнку: методы культивации и световой микроскопии. Поляризующая микроскопия: высушенные слёзы и слюна как искусство. Электронный микроскоп: принципы, виды, использование в науке и искусстве.
18 30.03.2017 общая биология Вакцинации. История изобретения и дальнейшего развития вакцинации, как создаются вакцины. Самый известный миф о вакцинации и его опровержение. Важность массовой вакцинации, понятие коллективного иммунитета.
19 06.04.2017 общая биология Эволюция. История развития эволюционного учения и его современное состояние. Доказательства эволюции. Сложность изучения эволюции и примеры исследований. 
20 13.04.2017 финальная обзорная лекция Обзор курса, структурирование плана. Обсуждение актуальных проблем современности: необходимость вакцинирования детей, состоятельность телегонии, этические вопросы исскуственного оплодотворения, обсуждение допинговых скандалов, ГМО, плацебо, гомеопатии. Постановка проблемы; оценка уровня понимания школьников.
  20.04.2017 Консультация  
  27.04.2017 Экзамен  
21 04.05.2017 Переэкзаменовка Для тех, кто не смог.
  11.05.2017    
  18.05.2017