Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Третий Путь | ||||
2 | Класс | 9 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | ||||
4 | Преподаватели | Герасимович Евгения, Павлова Надежда | ||||
5 | Стажёры | |||||
6 | Время проведения | Четверг 18:55 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Дать школьникам широкое представление об актуальных современных вопросах, касающихся биологии и медицины. | ||||
8 | Задачи курса | Показать спектр областей, в которых применятся научные
биологические знания; дать обоснование многим повседневным явлениям с точки зрения естественных наук; привить основы научного познания; показать, что наука может быть интересной и весёлой. |
||||
9 | Особенности курса | Уникальность и современность материала; широкий обзор проблем разных областей биологии; научно-популярный формат. | ||||
10 | Формат проведения занятия | 5 минут - устное обсуждение темы предыдущей лекции; 5 минут - опрос общественного мнения по какому-либо актуальному вопросу, приведение статистических данных; 1 час - лекция; 10 минут - обсуждение и вопросы по лекции; формулировка домашнего задания [в конце каждого смыслового блока - 15-минутный тест в начале занятия] |
||||
11 | Целевая аудитория | Любой школьник, которого интересуют современные вопросы биологии. Курс рассчитан на широкую аудиторию, не требует предварительной базы знаний. | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс, нацеленный на научно-популярное объяснение некоторых явлений жизни с точки зрения биологии и медицины. | ||||
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | ||||
14 | Отбор | Нет. | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
тесты - 20% домашние работы - 30% экзамен - 50% Форма экзамена: устный доклад с презентацией про какой-либо вопрос или проблему |
||||
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | |||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Четверг) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 06.10.2016 | Клетка/общая биология | Модели, игры, алгоритмы. Применение биологических моделей в игровой и развлекательной индустрии. Game of life: игровая версия пространственной модели; генетические алгоритмы и их реализация: boxcar, creatures. Принцип нейронных сетей и приложение Prisma. | |||
2 | 13.10.2016 | биохимия | Плацебо и гомеопатия. История вопросов и современный взгляд. Проблема научного изучения данных проблем. Статистические данные, значение для человека. | |||
3 | 20.10.2016 | биохимия | Важные и маленькие. Историческая справка о химических соединениях, повлиявших на развитие человечества. Молекулы, важные для современного человека. Химическая основа различных производств и технологий. | |||
4 | 27.10.2016 | клетка | ГМО. Биологические основы создания генно-модифицированных организмов. Значение технологии для сельского хозяйства, человека и окружающей среды. Современные исследования ГМО, опровержение наиболее распространённых мифов. | |||
5 | 03.11.2016 | клетка | Допинг. Актуальность проблемы. Исторический обзор. Статистические данные. Виды допинга, их распространение, применение, частота употребления в разных видах спорта. Механизмы действия наиболее популярных видов допига. Ингаляции ксенона как фактор победы на Сочи-2014. Генный допинг в 21 веке. | |||
6 | 10.11.2016 | клетка | Рак. Различные механизмы возникновения рака. Цитологические основы заболевания, сравнение с нормальной жизнедеятельностью клеток. Возможные способы борьбы с раком. | |||
7 | 17.11.2016 | клетка | Микробы вокруг и внутри нас. Симбиотические бактерии человека и животных, их значение для здоровья и сельского хозяйства. Механизмы заболеваний, вызываемых бактериями. Применение микроорганизмов для биотехнологического и пищевого произодства. | |||
8 | 24.11.2016 | физиология | Взросление. Разница в биохимических путях новорожденного и взрослого человека (липаза-А, гемоглобин); гормональная регуляция линейного роста. Адренархе и менархе, их гормональная регуляция. Старение: теории и процессы. | |||
9 | 01.12.2016 | физиология | Пол, гендер. Понятие базового пола. Определение пола у разных классов позвоночных; пол у беспозвоночных животных. Различные виды пола: хромосомный, гонадный, пол мозга. Нарушения хромосомного пола: синдром Клайнфельтера, XYY-синдром, синдром Шерешевского-Тёрнера. Синдром Морриса. | |||
08.12.2016 | Консультация | |||||
15.12.2016 | Экзамен | |||||
10 | 22.12.2016 | Переэкзаменовка | Для тех, кто не смог. | |||
29.12.2016 | ||||||
05.01.2017 | ||||||
12.01.2017 | ||||||
19.01.2017 | ||||||
26.01.2017 | ||||||
11 | 02.02.2017 | мозг | Анализаторы или как мы получаем информацию о мире. Понятие рецептора, типы рецепторов. Тактильный анализатор. Слуховой анализатор (+вестибулярный аппарат). Принцип химических анализаторов: обоняние и вкус. Зрительный анализатор и кора больших полушарий как место обработки информации и вычленения изображения. | |||
12 | 09.02.2017 | мозг | Боль. Виды боли. Физиологические основы боли и её значение для организма. Принцип действия обезболивающих препаратов. | |||
13 | 16.02.2017 | мозг | Зависимости. На что действуют вещества, от которых возникает зависимость? Как формируется механизм зависимости? (на примере алкоголя и никотина БЕЗ УПОМИНАНИЯ НАЗВАНИЙ) Методы избавления от зависимостей. | |||
23.02.2017 | ||||||
14 | 02.03.2017 | мозг | Антидепрессанты. Определение понятия депрессии. Серотонинергическая, дофаминергическая, ГАМК-эргические системы контроля настроения, синапсы в соответствущих системах. Различные типы антидепрессантов, их мишени и механизм действия. | |||
15 | 09.03.2017 | мозг | Память и обучение. Виды памяти: кратковременнная, долговременная, импринтинг, их физиологическая и биохимическая основа. Влияние различных факторов (сна, физической активности, усталости, возраста) на запоминание информации. Различные методики обучения и полезные советы. | |||
16 | 16.03.2017 | общая биология | Передовые методы биологии. Метод patch-clamp, его принцип и применение, значение в доклинических исследованиях. Метод ПЦР и ПЦР в реальном времени: принцип, значение в научных исследованиях и клинической диагностике. Digital-PCR: принцип, значение. Полногеномное секвенирование: принцип, значение для экологии и медицины. Транскриптомика отдельных клеток: новый подход к изучению рака. Производство антител: значение для научных исследований и медицины. Молекулярное моделирование: новый подход к созданию лекарств. | |||
17 | 23.03.2017 | общая биология | Scienceart. Использование науки в искусстве и искусства в науке; техника, которую применяют для этого. Влияние грибных сообществ на фотоплёнку: методы культивации и световой микроскопии. Поляризующая микроскопия: высушенные слёзы и слюна как искусство. Электронный микроскоп: принципы, виды, использование в науке и искусстве. | |||
18 | 30.03.2017 | общая биология | Вакцинации. История изобретения и дальнейшего развития вакцинации, как создаются вакцины. Самый известный миф о вакцинации и его опровержение. Важность массовой вакцинации, понятие коллективного иммунитета. | |||
19 | 06.04.2017 | общая биология | Эволюция. История развития эволюционного учения и его современное состояние. Доказательства эволюции. Сложность изучения эволюции и примеры исследований. | |||
20 | 13.04.2017 | финальная обзорная лекция | Обзор курса, структурирование плана. Обсуждение актуальных проблем современности: необходимость вакцинирования детей, состоятельность телегонии, этические вопросы исскуственного оплодотворения, обсуждение допинговых скандалов, ГМО, плацебо, гомеопатии. Постановка проблемы; оценка уровня понимания школьников. | |||
20.04.2017 | Консультация | |||||
27.04.2017 | Экзамен | |||||
21 | 04.05.2017 | Переэкзаменовка | Для тех, кто не смог. | |||
11.05.2017 | ||||||
18.05.2017 |