Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Третий Путь | ||||
2 | Класс | 9 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | ||||
4 | Преподаватели | Мурсалова Дженнет | ||||
5 | Стажёры | |||||
6 | Время проведения | Пятница 17:20 - 18:40 | ||||
7 | Цель курса | Показать слушателям, как на такой процесс, как принятие решений и выбор, смотрят психология, биология и экономика | ||||
8 | Задачи курса | 1) Познакомиться с основными нейрофизиологическими процессами,
предшествующими принятию решения
2) Познакомиться с оновными понятиями в когнитивный психологии 3) Узнать о психологических способах оценки успешности принятого решения 4) Узнать о том, как эти знания применяются в экономике 5) Познакомиться с такими разделами экономики, как "Экспериментальная экономика", "Поведенческая экономика" и "Нейроэкономика" |
||||
9 | Особенности курса | Курс, рассматривающий проблему на стыке трех наук: психологии, биологии и экономики. | ||||
10 | Формат проведения занятия | Лекция. Возможен небольшой тест по предыдущему тематическому блоку. На 4х занятиях будут проведены игры и эксперименты. | ||||
11 | Целевая аудитория | Школьники, интересующиеся психологией, экономикой и их взаимосвязью. | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс для тех, кто хочет познакомиться поближе с процессом принятия решений, узнать, как на этот процесс смотрят такие науки, как психология и биология, и как это применяется в экономике. | ||||
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | ||||
14 | Отбор | По первому домашнему заданию | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Первый семестр: 15% - тесты, 15% - домашние задания, 10% -
работа на занятии, 60% - экзамен. Второй семестр: 10% - тесты, 10% - домашние задания, 10% - работа на занятии, 30% итоговый проект, 40% - экзамен |
||||
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | ||||
20 | Дополнительная информация о курсе | |||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 07.10.2016 | Знакомство | Процесс принятия решений и выбора, как проблема на стыке нескольких наук. Где и для чего могут применяться полученные знания. | |||
2 | 14.10.2016 | Потребности | Что такое потребность? Потребность и нужда. Опредмечивание потребности. Классификации и виды потребностей. | |||
3 | 21.10.2016 | Физиология | Физиология ЦНС. Строение мозга. Строение нейрона. Электрическая и химическая передача сигнала. Методы изучения ЦНС. Достоинства и недостатки методов. | |||
4 | 28.10.2016 | Физиология | Стимул, реакция, рефлекс. Витальные и зоосоциальные потребности. Доли мозга, участвующие в формировании потребностей. | |||
04.11.2016 | ||||||
5 | 11.11.2016 | Когнитивная психология | Тест по темам "Потребности и Физиология". Понятие когнитивной системы. Сбор информации, ее переработка и последующее принятие решения. Особенности внимания и памяти. Выбор, как решение задачи в проблемном пространстве. |
|||
6 | 18.11.2016 | Когнитивная психология | Виды когнитивных искажений и возможные способы их избежать. Понятие когнитивного контроля. Понятие психологического поля и полевое поведение | |||
7 | 25.11.2016 | Мотивы и мотивация | Тест по предыдущей теме. Мотив, мотивация и мотивировка. Цель и мотив. Виды мотивов. Сдвиг мотива на цель. Иерархия и конфликты мотивов. |
|||
8 | 02.12.2016 | Мотивы и мотивация | Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов. Интенсивность мотивации и эффективность деятельности. Закон Йеркса-Додсона. Уровень притязаний. | |||
9 | 09.12.2016 | Эмоции | Функции и свойства эмоций. Биологическая целесообразность эмоций. Двойная детерминация эмоций. Структура эмоциональной реакции. Чувство, эмоция, настроение, аффект | |||
16.12.2016 | Экзамен | |||||
23.12.2016 | Пересдача | |||||
30.12.2016 | ||||||
06.01.2017 | ||||||
13.01.2017 | ||||||
20.01.2017 | ||||||
10 | 27.01.2017 | Эксперимент | Что такое эксперимент? Что такое экономический эксперимент?
Полевые и лабораторные эксперименты. Правила проведения эксперимента.
Проверка гипотезы и выведение причинно-следственной связи. Популярные
экономические эксперименты. Эмпирически выявленные поведенческие
закономерности. Выбор тем проектов. Игра на взаимодействие с другими игроками. |
|||
11 | 03.02.2017 | Экономические решения | Рациональность и ее ограничения. Транзитивность предпочтений. Проблемы стандартной экономической теории. Конкурирующие системы оценки предпочтений. Ограниченность информации, когнитивные искажения и их влияние на принятие экономических решений. | |||
12 | 10.02.2017 | Межвременной выбор | Дисконтирование издержек и полезности. Причины обесценивания полезности в будущем. Что такое pain of paying и ее влияние на поведение людей. Прокрастинация и воля. | |||
13 | 17.02.2017 | Риск и неопределенность | Тест по предыдущим темам. Понятие вероятности. Что такое риск? Чем он отличается от неопределенности? Понятие лотереи. Как люди реагируют на риск и неопределенность. Как это отражается на рынке страхования. Эффект фрейминга и восприятие статистичекой информации. |
|||
24.02.2017 | ||||||
14 | 03.03.2017 | Индивидуальные предпочтения | Что такое точка отсчета при принятии решений? Формирование точек отсчета и их применение на рынке. Эффект избегания потерь. Влияние прогнозов и ожиданий. Эффект вложенных усилий. Эффект владения. Рынок труда и недвижимости. Поведение инвесторов. | |||
15 | 10.03.2017 | Социальные предпочтения | Тест по предыдущим темам. Альтруизм и эгоизм. Стремление к социальной справедливости и взаимности. Избегания неравенства и распредение богатств в обществе. Эволюционные корни социального поведения. Игра "Ультиматум". Игра "Диктатор". Дискуссия на тему игр. |
|||
16 | 17.03.2017 | Социальные предпочтения | Игра, моделирующая производство общественных благ. Внешняя и внутренняя мотивация. Социальное окружение и эффект давления общества. Кооперация, производство и потребление общественных благ. Дилемма заключенного. Девиантное поведение, наказания, штрафы и поощрения на рынке труда. |
|||
17 | 24.03.2017 | Социальные предпочтения | Trust game - игра на инвестиционное доверие. Просоциальное поведение и репутация. Волонтерство и сбор пожертвований. Конформизм. Моральные дилеммы. Конкуренция морального и прагматического, эгоистического и социального. |
|||
18 | 31.03.2017 | Финальная презентация | Презентация проектов слушателей | |||
07.04.2017 | Экзамен | |||||
14.04.2017 | Пересдача | |||||
21.04.2017 | Чаепитие | |||||
28.04.2017 | ||||||
05.05.2017 | ||||||
12.05.2017 | ||||||
19.05.2017 | ||||||
26.05.2017 | ||||||
02.06.2017 | ||||||
09.06.2017 | ||||||
16.06.2017 | ||||||
23.06.2017 | ||||||
30.06.2017 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | Психология мотивации и эмоций. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.В.Фаликман. – М.: «АСТ», 2009. | |||||
2 | Д. Канеман, П. Словик, А. Тверски. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. ХАРЬ | |||||
3 | Наатанен Р. Внимание и функции мозга. М.: МГУ, 1998. | |||||
4 | Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982. | |||||
5 | В. В. Шульговский "Основы нейрофизиологии". М., 2000. | |||||
6 | Дубынин В.А. Лекции | |||||
7 | Дэниел Канеман. "Думай медленно... Решай быстро." АСТ, 2013 | |||||
8 | Дэн Ариели. Поведенческая экономика. Почему люди ведут себя иррационально и как заработать на этом. 1 | |||||
9 | Nicholas Bardsley et al. Experimental Economics: Rethinking the Rules (Princeton University Press, 2009) | |||||
10 | Вернон Смит "Экспериментальная экономика" ИРИСЭН, 2008 |