Спецкурс | ВерНиСАЖ | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Лихенко Анастасия, Малькова Анна, Шабанова Евгения | |
5 | Стажёры | нет | |
6 | Время проведения | Среда 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Предоставить школьникам возможность не только интересоваться искусством, но и разбираться в нем. | |
8 | Задачи курса | 1)
Познакомить
слушателей
с основными
течениями в
западном и
отечественном
искусстве
через
творчество
наиболее
ярких представителей
своего
времени; 2) Способствовать раскрытию творческого потенциала у каждого заинтересованного школьника (дать слушателям возможность попробовать себя в роли художников и архитекторов); 3) Научить смотреть на произведения искусства в контексте художественной эпохи. |
|
9 | Особенности курса | На наших занятиях мы выявим скрытый смысл картин через символические детали; приоткроем занавес тайны технической стороны создания шедевра; предоставим возможность забрать домой маленький Парфенон, сделанный своими руками, и многое другое… | |
10 | Формат проведения занятия | «Угадайка» по пройденному материалу и ее разбор; небольшое искусствоведческое введение; разговор о творчестве деятелей искусства и знакомство с их знаковыми произведениями, на примере которых прослеживаются основные художественные направления; мини-опрос по итогам занятия. | |
11 | Целевая аудитория | Все желающие приобщиться к высокому искусству. | |
12 | Краткое описание курса | Основные направления в западном и русском искусстве, начиная с античности и до XX века. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | нет | |
15 | Формы
контроля и система отчётности |
Каждое занятие проводятся «угадайки» (41% от максимального балла за семестр) и блиц-опросы (25% от максимального балла за семестр). В конце семестров - устные экзамены (2 экзамена по 34% от максимального балла за семестр). | |
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | |
20 | Дополнительная информация о курсе | Интерактивы: 1) творческое занятие, заключающееся в создании макетов и эскизов своих архитектурных сооружений; 2) бизнес-игра в формате аукциона с использованием заработанных в течение года очков. Приглашенный лектор: Кравченко Сергей. |
|
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Вторник) | Тематический блок | План занятия |
1 | 02.10.2013 | Античность. Древняя Греция и Древний Рим. | Планировка античных храмов на примере Парфенона. Особенности античной живописи и скульптуры. Римская архитектура (Пантеон, Колизей, акведуки, базилики, форумы). Скульптурные портреты предков, барельефы, конные статуи. |
2 | 09.10.2013 | Ранне-христианское и византийское искусство. Дороманское искусство. | Катакомбы, раннехристианские базилики. Мозаики. Два "Золотых века" Византии. Каролингское Возрождение. |
3 | 16.10.2013 | Романика. | Распространение романики во Франции, Англии, Нидерландах и Италии. Особенности скульптуры и рельефов. |
4 | 23.10.2013 | Искусство Киевской Руси и Руси времён феодальной раздробленности. | Тип крестово-купольного храма. Десятинная церковь, Софийский собор, Киево-Печерская Лавра. Сопоставление интерьера и экстерьера русских храмов. Техника мозаики, фрески и иконописи. Символика, состав и эволюция иконостаса. |
5 | 30.10.2013 | Готика. | Зарождение
стиля:
Аббатство
Сен-Дени.
Особенности
конструкции
и интерьера;
декоративные
детали на
примере
собора
Нотр-Дам в Париже.
Особенности ранней, высокой и пламенеющей готики на примере французских соборов. Национальные особенности (Франция, Англия, Германия, Италия). Готика и романика: сходства и отличия. |
6 | 06.11.2013 | Новгородское, псковское и московское искусство. Иконопись. | Особенности архитектуры русских городов: Новгородская, Псковская, Владимиро-Суздальская и Московская школы. Фрески и иконы Феофана Грека и Андрея Рублева. Сравнение с работами Дионисия. |
7 | 13.11.2013 | Дученто и Треченто. | Особенности и представители ведущих живописных школ эпохи: флорентийской (Чимабуэ, Джотто ди Бондоне) и сиенской (Дуччо ди Буонинсенья, Амброджо Лоренцетти). |
8 | 20.11.2013 | Раннее Возрождение. | Новаторство
Брунеллески
в
архитектуре
(базилика
Сан-Лоренцо
и купол
Санта Мария
дель Фьоре),
открытие
прямой
перспективы.
Реалистичные скульптурные портреты Донателло (Давид). Точность перспективных постороений Пьеро делла Франческа и новаторство живописи Ботичелли. |
9 | 27.11.2013 | Высокое и Позднее Возрож-дение. | Гуманизм в искусстве. Интерес к человеку и творческие искания Леонардо да Винчи ("Джоконда", "Дама с горностаем", Мадонна в гроте), Тициана ("Любовь земная и любовь небесная", Венера Урбинская), Рафаэля (Мадонна в саду, Сикстинская Мадонна), Микеланджело (Пьета, Давид, росписи Сикстинской капеллы). Палаццо Палладио. Собор Святого Петра в Риме (купол). |
10 | 04.12.2013 | Северное Возрождение. | Особенности
Северного
Возрождения
и его отличия
от
итальянского
Ренессанса
на примере
художников
Германии
(Дюрер,
Гольбейн), Нидерландов и Фландрии (Ян и Хуберт ван Эйки, Брейгель Старший, Босх). |
11 | 11.12.2013 | Русская архитектура XV века. | Возвышение Москвы: Московский Кремль и ансамбль Соборной площади. Анализ архитектурных ансамблей. |
12 | 18.12.2013 | Русская архитектура XVI — XVII веков. | Тип
шатрового
храма
(церковь
Вознесения
в Коломенском
и церковь
Усекновения
Головы
Иоанна
Предтечи в
селе
Дьяково).
Архитектура
XVII века:
русское
узорочье и
нарышкинский
стиль.
Монументальная
живопись и
иконопись XVII
века
(церковь
Ильи
Пророка в
Ярославле,
творчество
Симона
Ушакова). Консультация. |
13 | 25.12.2013 | Экзамен. Чаепитие. | Экзамен. Чаепитие. |
01.01.2014 | |||
08.01.2014 | |||
15.01.2014 | Пересдача. | Пересдача. Интерактив. | |
14 | 22.01.2014 | Барокко в Италии, Испании и Фландрии. | Новая
трактовка
религиозных
сюжетов Караваджо,
"театральная"
живопись.
Игра света и
тени,
последователи
Караваджо.
Собор и площадь
Святого
Петра.
Скульптурные
композиции
Бернини.
Игра со
светом и
законами оптики
Веласкеса. Фландрийская школа живописи: Рубенс (Успение Пресвятой Девы Марии). |
15 | 29.01.2014 | Барокко в Голландии. Барокко и классицизм во Франции. | Голландия.
Эмоциональная
насыщенность
произведений
Рембрандта.
Техника
офорта и гравюры. Франция. Зарождение классицизма в творчестве Пуссена, "барочный классицизм" Версальского дворца и здания Французской академии. Лувр. |
16 | 05.02.2014 | Искусство петровской эпохи. Русское барокко. | Петровское
барокко
(Петропавловский
собор,
Кунсткамера,
Адмиралтейство).
Особенности,
проблема
терминологии. Елизаветинское барокко (Зимний дворец, Смольный монастырь, Елизаветинский дворец). Живопись России XVIII века (Никитин, Антропов, Вишняков, Боровиковский, Аргунов). |
17 | 12.02.2014 | Французское рококо. Жанровая живопись эпохи. | Стиль жизни галантного века. Роль искусства при дворе на примере творчества Ватто ("Жиль", "Паломничество на остров Цицеру"), Шардена ("Похищение Европы"), Фрагонара ("Поцелуй украдкой", “Счастливые возможности качелей”). Садово-парковая скульптура. |
18 | 19.02.2014 | ||
19 | 26.02.2014 | Неоклассицизм. Романтизм в Испании. | Общая характеристика эпохи Просвещения. Неоклассицизм и романтизм: что подразумевается под этими понятиями. Воплощение идей мыслителей эпохи в картинах Греза ("Деревенская невеста"). "Неопуссенизм" Давида: анализ картин "Смерть Сократа" и "Смерть Марата". Появление интереса к национальной истории: Уэст ("Смерть генерала Вульфа") и Копли ("Уотсон и акула"). Сюжетные картины Кауфман. Неоклассицизм в архитектуре: возврат к стилю Палладио, возрождение интереса к греческому искусству. Концепция романтизма. Судьба и мировоззрение Гойи, отраженные в его творчестве. |
20 | 05.03.2014 | Романтизм во Франции. | Гро - ученик Давида. Необарокко в творчестве художника; культ Наполеона. Стремление к достоверности Жерико; отражение недавних событий в картине "Плот "Медузы". Романтический классицизм Энгра; картина "Одалиска"; портретное искусство. "Поэтическая правда" Делакруа в "Резне на Хиосе". Реалистический романтизм Домье. Французская пейзажная живопись. "Пантеизм". Распространение пленэра. Творчество Коро, представителей барбизонской школы, Бонер. |
21 | 12.03.2014 | Академизм в искусстве России XIX века. Живопись первой половины XIX века. | Русский классицизм. Этапы (ранний, строгий, ампир). Петербург (Валлен-Деламот, Кокоринов, Ринальди, Старов, Захаров, Росси) и Москва (Ухтомский, Баженов, Казаков, Бове). Живопись. От академизма (Семирадский, Иванов) к романтизму (Брюллов, Кипренский, Венецианов). |
22 | 19.03.2014 | Художественные течения Англии. Братство прерафаэлитов. | Представители романтизма в Англии: особенности манеры Фюзели, Блейка, Констебла, Тернера. Основание "Братства прерафаэлитов". Идеология:цели, отличия от романтиков. Основные черты направления на примере творчества Россети, Миллеса, Ханта. Реформы Морриса в области интерьера. |
23 | 00.01.1900 | Искусство России второй половины XIX века. Передвижничество. | Реализм: основные черты, отличающие его от романтизма. "Манифест реализма" Курбе: символика картины "Мастерская художника: реальная аллегория.." Начало реализма в России (Федотов). "Бунт тринадцати", основание Товарищества передвижных художественных выставок. Критический реализм как оппозиция академизму. Бытовой жанр (Перов, Репин), исторические картины (Суриков, Репин), пейзаж (Айвазовский, Саврасов, Васильев, Левитан), батальные сцены (Верещагин), реалистический портрет. |
24 | 26.03.2014 | Реализм и импрессионизм. | Коренной
переворот в
живописи:
Мане и "революция
красочного
пятна",
рождение
нового
стиля.
Особенности
импрессионизма
на примере
работ Моне,
Ренуара,
Моризо,
Писсарро.
Отличительные
черты
творчества
Дега. Отражение
импрессионизма
в
скульптуре:
Роден
"Мыслитель". |
25 | 02.04.2014 | Постимпрессионизм. | Появление постимпрессионизма. Новаторство и особенности картин Сезанна. Манера Сера, техника "пуантелизма". Творческий путь Ван Гога. Рождение символизма: судьба и мировоззрение Гогена, отраженные в его работах. Другие представители символизма: Моро, Бердслей, Редон. Скульптура Майоля: сравнение с Роденом. Мунк как основоположник экспрессионизма. |
26 | 09.04.2014 | Модерн и эклектика. | Архитектура конца XIX - начала XX века. Антонио Гауди. |
27 | 16.04.2014 | Консультация. Интерактив. | Консультация. Интерактив. |
28 | 23.04.2014 | Экзамен. | Экзамен. |
29 | 07.05.2014 | Пересдача. Чаепитие. | |
13.05.2014 | |||
20.05.2014 | |||
27.05.2014 | |||
03.06.2014 | |||
10.06.2014 | |||
17.06.2014 | |||
24.06.2014 | |||
Список литературы | |||
1 | Андрианова И. А.Великие живописцы (АСТ, 2002)Великие живописцы (АСТ, 2002)Великие живописцы (АСТ, | ||
2 | Иванова Е. В.Энциклопедия мировой живописи (ОлмаМедиаГрупп, 2010) | ||
3 | Ильина Т. В.История искусства Западной Европы от Античности до наших дней (Юрайт, Высш. шк., 2009) | ||
4 | Ильина Т. В.История отечественного искусства (3-е изд., перераб. и доп. –Высш. шк., 2000)История отечествен | ||
5 | Фейхтвангер ЛионГойя (АСТ, 2008) | ||
6 | Янсон Х. В. и Э. Ф.Основы истории искусств (Икар, 1996) |