Спецкурс | Базовая Экономика | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Дружинина Елена, Козлова Наталья, Лобода Лилия, Москалева Александра, Мурашов Станислав, Подругина Анастасия, Хохряков Вячеслав, Челабиев Рустам | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Понедельник 18:55 - 20:15; Вторник 18:55 - 20:15 - семинар | |
7 | Цель курса | Обучение школьников основам экономической теории, получение ими базовых знаний по экономике. | |
8 | Задачи курса | •
ознакомление
учащихся с
основными
понятиями,
методами и
подходами
микро- и макроэкономики;
• обучение решению задач различного уровня сложности с применением экономико-математических моделей; • обеспечение учащихся информацией, достаточной для выполнения экономических заданий базового уровня на различных экзаменах и олимпиадах, в том числе ЕГЭ. |
|
9 | Особенности курса | Базовый курс по экономике | |
10 | Формат проведения занятия | Курс
состоит из
двух частей:
лекционной
и семинарской. Лекции посвящены знакомству с экономикой, её основными понятиями, проблемами, методами исследований. Лекции обзорные и ознакомительные, не предполагают использования математического аппарата, выходящего за рамки школьной программы. Семинарские занятия в малых группах призваны закрепить и углубить знания, даваемые на лекциях. На семинарах решаются задачи различного уровня сложности без применения сложных экономико-математических моделей. В рамках семинара проводятся обсуждения по тематике прочтённых лекций. Занятие предполагает активное участие семинариста — он сообщает значительное количество информации, не прозвучавшей на лекциях. Семинарские занятия во всех группах проводятся по единой программе и по единым материалам. Семинары проводятся в четырех учебных группах. Разделение учащихся по семинарским группам будет проведено по уровню учащихся. Для этого на первой лекции будет проведен тест. Семинары проводятся в разных формах - на части семинаров школьники решают задачи самостоятельно, в таком случае на каждого преподавателя приходится по 5-10 человек. Другие семинары проводятся с вызовом школьников к доске, в таком случае один из семинаристов работает "с доской", помогая и контролируя решение общих задач, второй семинарист работает с остальными школьниками. |
|
11 | Целевая аудитория | Школьники, как не изучавшие экономику, так и знакомые с ней | |
12 | Краткое описание курса | Основы экономической теории, получение слушателями базовых знаний по экономике. | |
13 | Количество слушателей | свыше 30 человек | |
14 | Отбор | Нет | |
15 | Формы
контроля и система отчётности |
Текущий
контроль на
лекциях
обеспечивается
небольшими
тестами (2 в
семестр);
одной контрольной
работой (на
пару) и одной
домашней
контрольной
работой в
семестр (на
аналитическое
и
графическое
решение
задач). Рейтинг
ведется в
режиме
реального
времени, учащиеся
будут иметь
возможность
отслеживать
рейтинг. Все
учащиеся на
курсе сдают
письменный
экзамен
(тестовые
вопросы,
задачи,
открытые
вопросы). Разбивка по баллам в семестре: Лекции (130), Контрольная работа (60), Домашняя контрольная работа (40), Мини-тесты (2∙15=30), Семинары (110), Кейсы (30), Эссе (2*15=30), Экзамен (200). Всего: 500 Оценка семинарских занятий (110 баллов в семестр): 3 -- активная работа на занятии — всего 30 баллов за семестр; 8 -- домашние задания — всего 80 баллов за семестр В конце 11 класса все школьники ЭМШ сдают Базовую экономику в качестве выпускного экзамена по экономике, независимо от того, посещали они курс или нет. Для учеников 11 класса выставляется 2 оценки: одна за выполненный экзамен и одна за курс для тех, кто его посещал. Для каждого семестра существует две возможности пересдачи (даты прописаны в программе). Никакого другого способа пересдать экзамен нет. К пересдаче, как и к экзамену, допускаются только те люди, которые набрали критерий на семестр. |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | |
20 | Дополнительная информация о курсе | Куратор Базовой Экономики - Мурашов Станислав | |
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Понедельник) | Тематический блок | План занятия |
1 | 30.09.2013 | Лекция.
Устройство
курса. Что
такое
микроэкономика.
Организационные
вопросы.
Распределительный
тест. Семинар. Производная: основные определения, применение в экономике, решение математических задач. |
|
2 | 07.10.2013 | Базовые экономические понятия | Лекция.
Выбор.
Основные
вопросы
экономики: что,
как и для
кого
производить.
Альтернативная
стоимость и
упущенная
выгода.
Кривая производственных
возможностей
(КПВ). Экономические
системы.
Функции
экономических
систем. Виды
экономических
систем:
традиционная,
командная,
рыночная,
смешанная
(краткий
обзор). Семинар. Обсуждение типов экономических систем. Решение задач на альтернативную стоимость, построение КПВ, решение задач на сложение КПВ (линейный случай). |
3 | 14.10.2013 | Спрос и предложение. Рыночное рановесие | Лекция.
Спрос.
Величина и
функция
спроса. Закон
и кривая
спроса.
Исключения
из закона спроса.
Предложение.
Величина и
функция предложения.
Закон и
кривая
предложения.
Рыночное
равновесие.
Излишки
потребителя
и производителя.
Государственное
вмешательство
(пол и
потолок
цены).
Дефицит и
избыток товара
на рынке.
Процесс
рыночного
ценообразования. Семинар. Построение графиков спроса и предложения. Сложение спроса. Решение задач на рыночное равновесие и расчет излишков потребителя и производителя. |
4 | 21.10.2013 | Спрос и предложение. Рыночное рановесие | Лекция.
Неценовые
факторы
спроса.
Субституты
и
комплементы.
Нормальные
товары, товары
роскоши и
товары
низшей
категории.
Неценовые
факторы
предложения.
Государственное
вмешательство
(налоги и
субсидии).
Изменение
рыночного
равновесия
вследствие
изменения
спроса и/или
предложения.
Оценка налогового
бремени. Семинар. Решение задач на сдвиги спроса и предложения и их влияние на равновесие. Решение задач на анализ последствий налогообложения и расчет налогового бремени. |
5 | 28.10.2013 | Эластичность | Тест по
теме: "КПВ.
Рыночное
равновесие". Лекция. Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса: определение, точечная, дуговая. Факторы ценовой эластичности спроса. Классификация товара по ценовой эластичности спроса. Взаимосвязь эластичности спроса и выручки продавцов. Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса. Ценовая эластичность предложения: определение, точечная, дуговая. Факторы ценовой эластичности предложения. Классификация предложения по ценовой эластичности. Домашняя контрольная работа по теме: «Рыночное равновесие. Эластичность». Семинар. Задачи на эластичность. |
6 | 04.11.2013 | Теория потребления | Семинар.Поведение
потребителя.
Полезность.
Кардиналистская
и
ординалистская
теории
полезности.
Карта и
кривые
безразличия.
Общая и
предельная
полезности.
Закон убывающей
предельной
полезности.
Потребительский
доход и
бюджетное
ограничение.
Реальный и
номинальный
доход.
Эффекты
дохода и
замещения.
Закон
Энгеля Задача максимизации полезности потребителя на качественном уровне (без аналитики и метода множителей Лагранжа) |
7 | 11.11.2013 | Контрольная работа на пару | Работа на
темы:
Введение в
экономическую
теорию.
Спрос и
предложение.
Потребление. Семинар. Резерв. Разбор контрольной работы. |
8 | 18.11.2013 | Теория фирмы | Лекция.
Понятие
фирмы. Цели и
задачи
фирмы. Основные
типы фирм.
Организационно-правовые
формы
предприятий:
хозяйственные
товарищества,
общества,
производственные
кооперативы,
унитарные
предприятия.
Источники
финансирования
предприятий.
Ценные бумаги:
акции и
облигации.
Открытые и
закрытые
акционерные
общества. Семинар. Обсуждение различных форм организации предпринимательской деятельности в России, основных вопросов инвестирования в ценные бумаги. |
9 | 25.11.2013 | Теория фирмы | Лекция.
Доход,
издержки и
прибыль фирмы.
Виды
издержек:
экономические
и бухгалтерские.
Общие,
средние и
предельные
издержки
фирмы. Семинар. Общие, средние и предельные величины в экономике. Разбор примеров и задач. Качественное обсуждение рыночных структур. |
10 | 02.12.2013 | Рыночные структуры | Лекция.
Конкурентная
среда.
Ценовая и
неценовая
конкуренция.
Понятие
рыночной
структуры и
рыночной
власти.
Критерии
определения
рыночной
структуры.
Издержки
фирмы в долгосрочном
периоде.
Максимизация
прибыли
фирмой на
рынке
совершенной
конкуренции. Семинар. Издержки фирмы и максимизация прибыли фирмой на конкурентном рынке. |
11 | 09.12.2013 | Рыночные структуры | Тест на
тему «Фирма.
Доход,
издержки и
прибыль
фирмы». Лекция. Максимизация прибыли фирмой-монополистом. Виды монополий: закрытые, естественные и открытые. Дискриминация. Сравнительный анализ монополии и совершенной конкуренции. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Дифференциация продукта. Семинар. Монополия - решение задач. |
12 | 16.12.2013 | Консультация к экзамену | Консультация
к экзамену. Резерв |
13 | 23.12.2013 | Экзамен | Экзамен |
14 | 30.12.2013 | Пересдача | Пересдача (если необходимо) |
06.01.2014 | |||
13.01.2014 | |||
15 | 20.01.2014 | Пересдача | Пересдача (если необходимо) |
16 | 27.01.2014 | Макроэкономика. Долгосрочный аспект | Лекция.
Макроэкономика.
Макроэкономические
показатели
(отличие от
микроэкономических
– агрегация
и
индексация).
Система национальных
счетов.
Валовой
внутренний
продукт.
Валовой
национальный
продукт.
Методы
подсчета
ВВП и ВНП по
доходам,
расходам и
добавленной
стоимости
продукции.
Номинальный
и реальный
ВВП.
Дефлятор
ВВП. Семинар. Качественное обсуждение ВВП как показателя. Решение задач на расчёт ВВП. |
17 | 03.02.2014 | Макроэкономика. Долгосрочный аспект | Лекция.
Рынки
факторов
производства.
Спрос фирмы
на факторы
производства.
Факторы,
опредяющие
спрос на
товары и
услуги.
Равновесие
на рынке
товаров и
услуг.
Равновесие
на
финансовых
рынках.
Спрос и предложение
заемных
средств. Семинар. Равновесие на финансовых рынках. Обсуждение. Задачи. |
18 | 10.02.2014 | Макроэкономика. Долгосрочный аспект | Лекция.
Понятие и
показатели
экономического
роста. Типы
экономического
роста. Источники
экономического
роста.
Экономические
циклы: циклы
деловой
активности
(бизнес-циклы),
большие
циклы
Кондратьева.
Причины циклического
развития. Семинар. Качественное обсуждение экономического роста, тренда и экономических циклов. |
19 | 17.02.2014 | Деньги и инфляция | Тест на
тему:
"Макроэкономика.
Долгосрочный
аспект" Лекция. Деньги. Функции денег. Денежные агрегаты и денежная масса. Ликвидность. Закон денежного обращения (уравнение Фишера). Инфляция. Виды и причины инфляции. Количественные показатели инфляции. Семинар. Расчёт величины денежной массы. Обсуждение уравнения Фишера. Расчёт показателей инфляции. |
24.02.2014 | |||
20 | 03.03.2014 | Дененый рынок и кредитно-банковская система. | Лекция.
Денежный
рынок.
Кредит и
кредитный процент.
Депозит и
депозитный
процент. Номинальная
и реальная
процентная
ставка. Создание
кредитных
денег
банковской
системой.
Структура
кредитно-банковской
системы.
Кредитно-денежный
мультипликатор. Семинар. Задачи, решаемые банковским вкладчиком и самим банком |
21 | 10.03.2014 | Семинар - резерв. | |
22 | 17.03.2014 | Рынок труда | Тест на тему "Деньги. Инфляция." Лекция. Рынок труда. Особенности спроса, предложения и конкуренции. Ставка заработной платы. Экономически активное и неактивное население. Безработица и ее типы в зависимости от причин возникновения . Естественная безработица. Уровень безработицы. Последствия безработицы. Закон Оукена. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Семинар. Решение задач по экономике труда. |
23 | 24.03.2014 | Контрольная работа на пару | Работа по темам: "Деньги. Инфляция." "Денежный рынок и кредитно-банковская система." "Рынок труда" |
24 | 31.03.2014 | AD-AS | Лекция.
Модель AD-AS.
Совокупный
спрос,
факторы совокупного
спроса.
Совокупное
предложение
в
краткосрочном
и
долгосрочном
периодах.
Равновесие
в модели AD–AS.
Шоки совокупного
спроса и
совокупного
предложения. Семинар. Построение графиков совокупного спроса. Решение задач на равновесие модели AD-AS. Домашняя контрольная работа на тему "Совокупный спрос и совокупное предложение.Денежный рынок. Рынок труда" |
25 | 07.04.2014 | Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика | Лекция.
Бюджетно-налоговая
(фискальная)
политика:
цели,
инструменты,
проблемы
осуществления.
Последствия
бюджетно-налоговой
политики.
Кредитно-денежная
политика.
Сущность и
цели. Методы
кредитно-денежной
политики.
Операции на
открытых
рынках.
Изменение
учетной
ставки.
Политика
дешёвых
денег.
Политика
дорогих
денег.
Последствия
кредитно-денежной
политики.
Переход от
краткосрочного
равновесия
к
долгосрочному. Семинар. Задачи на кривую Лаффера. Решение задач с применением государственной политики. |
26 | 14.04.2014 | Международная экономика | Тест на
тему
"Экономическая
политика
государства". Лекция. Внешнеэкономическая деятельность. Валютный курс. Международное разделение труда. Международная торговля. Движение факторов производства. Семинар. Внешнеторговые ограничения. Кривые производственных возможностей. Выгоды международной торговли. |
27 | 21.04.2014 | Консультация к экзамену/ Экзамен | Консультация
к экзамену. Экзамен (проводится во время семинарских занятий) |
28 | 28.04.2014 | Пересдача | Пересдача (если необходимо) |
29 | 05.05.2014 | Пересдача | Пересдача (если необходимо) |
12.05.2014 | |||
19.05.2014 | |||
26.05.2014 | |||
02.06.2014 | |||
09.06.2014 | |||
16.06.2014 | |||
23.06.2014 | |||
Список литературы | |||
1 | Автономов В. С. (2001) Введение в экономику. М, «Вита-Пресс» | ||
2 | Азимов Л. Б. (1998) Преподавание курса «Введение в экономику» М., «Вита-Пресс» | ||
3 | Азимов Л. Б., Петрин Д. А. (1999) Экономика. М., Издательство АСТ | ||
4 | Варианты вступительных тестов по обществознанию на экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова | ||
5 | Вэриан Х. Р. (1997) Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М., «Юнити» | ||
6 | Иванов С. И. (2000) Основы экономической теории. М., «Вита-Пресс». | ||
7 | Липсиц И. В. (1994) Экономика без тайн. М., «Вита-Пресс». | ||
8 | Макконнелл К. Р., Брю С. Л. (2001) Экономикс. М., «Инфра – М». | ||
9 | Матвеева Т. Ю. (2007) Введение в макроэкономику, «Издательский дом ГУ-ВШЭ». | ||
10 | Мицкевич А. А. (2000) Сборник заданий по экономике. М., «Вита –Пресс» | ||
11 | Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л. (2001) Микроэкономика. М., «Дело», 2001 | ||
12 | Равичев С., Григорьев С. Сборник задач по экономике с решениями. 8-11 классы. | ||
13 | Равичев С., Григорьев С. Сборник текстовых задач по экономике. 8-11 классы. | ||
14 | Сакс Д. Д., Ларрен Ф. Б. (1996) Макроэкономика. Глобальный подход. М., «Дело». | ||
15 | Самуэльсон П., Нордхаус В. (2006) Economics.М. «Вильямс» | ||
16 | Фишер С., Дорнбуш Р. (2001) Макроэкономика | ||
17 | Хайман Д.Н.(1992) Современная микроэкономика: анализ и применение.М. "Финансы и статистика" | ||
18 | Blanchard O.(2000) MacroeconomicsParentice Hall | ||
19 | Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М.(2000) 50 лекций по микроэкономике, изд. «Экономическая шк | ||
20 | Туманова Е.А., Шагас Н.Л (2006) Макроэкономика-2, изд-во МГУ |