Спецкурс | Дивный новый мир | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Воротникова Татьяна, Доценко Сергей, Шахлевич Антон | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Пятница 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Сформировать у слушателей связное представление о расстановке сил на экономической карте мира и помочь им задуматься о том, какие факторы влияют на успешность экономического развития. | |
8 | Задачи курса | 1)
Познакомить
слушателей
с рядом
экономических
и
демографических
терминов,
необходимых
для
изучения
материала
курса; 2) обсудить различные теории роста, вместе с учащимися сформулировать необходимые условия успешного устойчивого развития; 3) помочь слушателям сориентироваться в перечнях стран, лидирующих и отстающих в различных экономических и социальных аспектах; 4) развить у школьников навыки участия в дискуссиях, научить аргументировано отстаивать свою позицию. |
|
9 | Особенности курса | За основу взяты университетские курсы, посвященные устойчивому развитию, однако занятия адаптированы для школьного уровня. Во многих темах используются игровые или дискуссионные формы для лучшего усвоения материала. | |
10 | Формат проведения занятия | В начале
стандартного
занятия
проводится
пятиминутный
тест на
теоретический
материал по
предыдущей
теме; затем
следует лекция.
Приблизительно
на каждом
втором занятии
последние 30
минут
отводятся
для игры, дискуссии
или разбора
кейса. Четыре занятия в течение года полностью посвящены сквозной командной игре, помогающей на практике усвоить лекционный материал. |
|
11 | Целевая аудитория | Школьники, желающие узнать, как экономическая теория применялась в реальной жизни правительствами разных стран. | |
12 | Краткое описание курса | Мировая экономика и факторы успешного развития разных стран | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | Если число желающих посещать курс превысит 25 человек, будет проведен отбор по результатам выполнения первого домашнего задания. | |
15 | Формы
контроля и система отчётности |
Оценка за
семестр
ставится на
основе баллов,
набранных
за: 1) тесты в начале каждого занятия (5%); 2) работу на занятиях (20% в 1-м семестре, 25% во 2-м); 3) домашние задания (30% в 1-м семестре, 25% во 2-м); 3) подготовку семестровых проектов (20%); 4) экзамен по теоретическому материалу (25%). |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Да | |
20 | Дополнительная информация о курсе | В
первом
семестре
школьники
готовят
проект,
посвященный
сравнительному
анализу развития
двух стран. Во втором семестре планируется подготовка проекта, в котором будет проведен анализ по одной из важных социальных проблем (здравоохранение, образование, пенсионная система и т.д.) в разных странах и предложения по использованию этого опыта в России. |
|
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия |
1 | 04.10.2013 | Общий обзор | Рассказ
о структуре
курса. Игра: "Лилипутики". Понятие устойчивого развития, его составляющие: экономическое развитие, социальное развитие, экология. Доклады Римскому клубу. |
2 | 11.10.2013 | Общий обзор | Классификация
теорий
экономического
развития: 1)
модель
линейных
стадий
роста; 2) теория
структурных
преобразований;
3) теория зависимости;
4)
неоклассическая
теория свободного
рынка.
Теория
развития. Кейс: Южная Корея и Аргентина. |
3 | 18.10.2013 | Общий обзор | Традиционный взгляд на развитие: рост доходов. Понятие валового внутреннего продукта, способы расчета. Валовой национальный продукт. Классификация стран по размеру ВВП на душу населения. Понятия развитых и развивающихся стран; первый, второй, третий и четвертый миры. |
4 | 25.10.2013 | Общий обзор | Классические
факторы
роста. Цели, к
которым
нужно
стремиться, -
характеристики
роста в
современных
развитых
странах (по С.
Кузнецу).
Ограниченность
применения
исторического
опыта. Кейс: Гана. |
5 | 01.11.2013 | Общий обзор | Схема анализа экономической структуры развивающихся стран. Составление перечня общих характеристик для развивающихся стран. |
6 | 08.11.2013 | Общий обзор | Исторический
экскурс:
последствия
Эпохи Великих
географических
открытий,
появление
колоний,
обретение
независимости.
Формирование
современной
политической
карты мира в XX
веке. Игра: "Биржа колониальных товаров". |
7 | 15.11.2013 | Экономическое развитие | Природно-климатические условия. Основные регионы, где расположены развитые и развивающиеся страны, и климатические особенности этих регионов. Аграрный сектор, стадии трансформации сельского хозяйства, варианты реформ и программ поддержки в разных странах. |
8 | 22.11.2013 | Экономическое развитие | Обеспеченность
стран
сырьевыми и
энергетическими
ресурсами:
счастливчики
и неудачники.
Расстановка
сил в
распределении
некоторых
основных
ресурсов, их
использование.
Дискуссия: ОПЕК и Международный газовый союз - плюсы и минусы. |
9 | 29.11.2013 | Экономическое развитие | Примеры развития: экономическое чудо в Юго-Восточной Азии, "азиатские тигры". Страны БРИКС. Актуальный рейтинг стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. |
10 | 06.12.2013 | Экологическое развитие | Защита окружающей среды как необходимое условие устойчивого развития. Масштабы глобальных экологических проблем. Варианты решения проблем, Киотский протокол. |
11 | 13.12.2013 | Игра:
"Устойчивое
развитие",
часть 1. Консультация перед экзаменом |
|
12 | 20.12.2013 | Экзамен | |
13 | 27.12.2013 | Пересдача | |
03.01.2014 | |||
10.01.2014 | |||
17.01.2014 | |||
14 | 24.01.2014 | Игра: "Устойчивое развитие", часть 2. | |
15 | 31.01.2014 | Социальное развитие | Индекс развития человеческого потенциала, работа Амартии Сена и публикации ООН. Классификация стран по уровню индекса. Другие интегральные показатели (индекс гендерного неравенства, индекс многомерной бедности и т.п.). |
16 | 07.02.2014 | Социальное развитие | Население
разных
стран.
Понятие
демографического
перехода.
Важные
демографические
показатели
в разных
странах:
коэффициенты
рождаемости
и
смертности,
ожидаемая продолжительность
жизни при
рождении,
возраст
вступления
в брак,
возраст
рождения первого
ребенка,
возрастная
структура
населения. Мозговой штурм: "Демографические реформы". |
17 | 14.02.2014 | Социальное развитие | Миграция, виды миграции. Внутренняя миграция, процессы урбанизации в развивающихся странах и ее последствия. Межстрановая миграция. |
21.02.2014 | |||
18 | 28.02.2014 | Социальное развитие | Образование:
охват
образованием,
грамотность,
стоимость
обучения и
дифференциация
заработков,
безработица.
Возможные
варианты
государственных
программ,
другие аспекты
социальной
защиты. Командные презентации: лучшие экономические вузы России. |
19 | 07.03.2014 | Социальное развитие | Политическая стабильность, войны и конфликты. Проблемные регионы. Уровень доходов на душу населения до и после военных конфликтов, долгосрочные последствия. |
20 | 14.03.2014 | Игра: "Устойчивое развитие", часть 3. | |
21 | 21.03.2014 | Международные отношения | Международная торговля, протекционизм и открытые рынки. Формы экономической интеграции. Международные объединения и организации. |
22 | 28.03.2014 | Международные отношения | Международные
финансы,
понятие
платежного
баланса.
Дефицит
платежного
баланса, должники
и кредиторы
на мировом
рынке. Международный
валютный
фонд,
Всемирный
банк и их
функции.
Стабилизационные
программы. Дискуссия: "Трудно быть богом" - плюсы и минусы различных видов помощи развивающимся странам. |
23 | 04.04.2014 | Международные отношения | Мировые финансовые потоки: частные иностранные инвестиции, их объем в разных странах мира и влияние на развитие. Деятельность транснациональных корпораций. |
24 | 11.04.2014 | Игра:
"Устойчивое
развитие",
часть 4.
Подведение итогов. Консультация перед экзаменом. |
|
25 | 18.04.2014 | Экзамен | |
26 | 25.04.2014 | Пересдача | |
02.05.2014 | |||
09.05.2014 | |||
16.05.2014 | |||
23.05.2014 | |||
30.05.2014 | |||
06.06.2014 | |||
13.06.2014 | |||
20.06.2014 | |||
27.06.2014 | |||
Список литературы | |||
1 | Тодаро М.П. "Экономическое развитие", М: Юнити, 1997 | ||
2 | Strotmann H. "Sustainable Development", Pforzheim University, 2010 | ||
3 | Истерли У. "В поисках роста", М: ИКСИ, 2006 | ||
4 | Максаковский В.П. "Общая экономическая и социальная география", в 2-х книгах. М: ВЛАДОС, 2009 | ||
5 | World Development Reports | ||
6 | Human Development Reports | ||