Спецкурс Дивный новый мир
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Воротникова Татьяна, Доценко Сергей, Шахлевич Антон
5 Стажёры  
6 Время проведения Пятница 18:55 - 20:15
7 Цель курса Сформировать у слушателей связное представление о расстановке сил на экономической карте мира и помочь им задуматься о том, какие факторы влияют на успешность экономического развития.
8 Задачи курса 1) Познакомить слушателей с рядом экономических и демографических терминов, необходимых для изучения материала курса;
2) обсудить различные теории роста, вместе с учащимися сформулировать необходимые условия успешного устойчивого развития;
3) помочь слушателям сориентироваться в перечнях стран, лидирующих и отстающих в различных экономических и социальных аспектах;
4) развить у школьников навыки участия в дискуссиях, научить аргументировано отстаивать свою позицию.
9 Особенности курса За основу взяты университетские курсы, посвященные устойчивому развитию, однако занятия адаптированы для школьного уровня. Во многих темах используются игровые или дискуссионные формы для лучшего усвоения материала.
10 Формат проведения занятия В начале стандартного занятия проводится пятиминутный тест на теоретический материал по предыдущей теме; затем следует лекция. Приблизительно на каждом втором занятии последние 30 минут отводятся для игры, дискуссии или разбора кейса.

Четыре занятия в течение года полностью посвящены сквозной командной игре, помогающей на практике усвоить лекционный материал.
11 Целевая аудитория Школьники, желающие узнать, как экономическая теория применялась в реальной жизни правительствами разных стран.
12 Краткое описание курса Мировая экономика и факторы успешного развития разных стран
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Если число желающих посещать курс превысит 25 человек, будет проведен отбор по результатам выполнения первого домашнего задания.
15 Формы контроля и
система отчётности
Оценка за семестр ставится на основе баллов, набранных за:
1) тесты в начале каждого занятия (5%);
2) работу на занятиях (20% в 1-м семестре, 25% во 2-м);
3) домашние задания (30% в 1-м семестре, 25% во 2-м);
3) подготовку семестровых проектов (20%);
4) экзамен по теоретическому материалу (25%).
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Да 
20 Дополнительная информация о курсе В первом семестре школьники готовят проект, посвященный сравнительному анализу развития двух стран.

Во втором семестре планируется подготовка проекта, в котором будет проведен анализ по одной из важных социальных проблем (здравоохранение, образование, пенсионная система и т.д.) в разных странах и предложения по использованию этого опыта в России.
Позанятийный план
№ занятия Дата (Пятница) Тематический блок План занятия
1 04.10.2013 Общий обзор Рассказ о структуре курса.
Игра: "Лилипутики".
Понятие устойчивого развития, его составляющие: экономическое развитие, социальное развитие, экология. Доклады Римскому клубу.
2 11.10.2013 Общий обзор Классификация теорий экономического развития: 1) модель линейных стадий роста; 2) теория структурных преобразований; 3) теория зависимости; 4) неоклассическая теория свободного рынка. Теория развития.
Кейс: Южная Корея и Аргентина.
3 18.10.2013 Общий обзор Традиционный взгляд на развитие: рост доходов. Понятие валового внутреннего продукта, способы расчета. Валовой национальный продукт. Классификация стран по размеру ВВП на душу населения. Понятия развитых и развивающихся стран; первый, второй, третий и четвертый миры. 
4 25.10.2013 Общий обзор Классические факторы роста. Цели, к которым нужно стремиться, - характеристики роста в современных развитых странах (по С. Кузнецу). Ограниченность применения исторического опыта.
Кейс: Гана.
5 01.11.2013 Общий обзор Схема анализа экономической структуры развивающихся стран. Составление перечня общих характеристик для развивающихся стран.
6 08.11.2013 Общий обзор Исторический экскурс: последствия Эпохи Великих географических открытий, появление колоний, обретение независимости. Формирование современной политической карты мира в XX веке.
Игра: "Биржа колониальных товаров".
7 15.11.2013 Экономическое развитие Природно-климатические условия. Основные регионы, где расположены развитые и развивающиеся страны, и климатические особенности этих регионов. Аграрный сектор, стадии трансформации сельского хозяйства, варианты реформ и программ поддержки в разных странах. 
8 22.11.2013 Экономическое развитие Обеспеченность стран сырьевыми и энергетическими ресурсами: счастливчики и неудачники. Расстановка сил в распределении некоторых основных ресурсов, их использование.
Дискуссия: ОПЕК и Международный газовый союз - плюсы и минусы.
9 29.11.2013 Экономическое развитие Примеры развития: экономическое чудо в Юго-Восточной Азии, "азиатские тигры". Страны БРИКС. Актуальный рейтинг стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. 
10 06.12.2013 Экологическое развитие Защита окружающей среды как необходимое условие устойчивого развития. Масштабы глобальных экологических проблем. Варианты решения проблем, Киотский протокол.
11 13.12.2013   Игра: "Устойчивое развитие", часть 1.
Консультация перед экзаменом
12 20.12.2013   Экзамен
13 27.12.2013   Пересдача
  03.01.2014    
  10.01.2014    
  17.01.2014    
14 24.01.2014   Игра: "Устойчивое развитие", часть 2.
15 31.01.2014 Социальное развитие Индекс развития человеческого потенциала, работа Амартии Сена и публикации ООН. Классификация стран по уровню индекса. Другие интегральные показатели (индекс гендерного неравенства, индекс многомерной бедности и т.п.).
16 07.02.2014 Социальное развитие Население разных стран. Понятие демографического перехода. Важные демографические показатели в разных странах: коэффициенты рождаемости и смертности, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, возраст вступления в брак, возраст рождения первого ребенка, возрастная структура населения.
Мозговой штурм: "Демографические реформы".
17 14.02.2014 Социальное развитие Миграция, виды миграции. Внутренняя миграция, процессы урбанизации в развивающихся странах и ее последствия. Межстрановая миграция.
  21.02.2014    
18 28.02.2014 Социальное развитие Образование: охват образованием, грамотность, стоимость обучения и дифференциация заработков, безработица. Возможные варианты государственных программ, другие аспекты социальной защиты.
Командные презентации: лучшие экономические вузы России.
19 07.03.2014 Социальное развитие Политическая стабильность, войны и конфликты. Проблемные регионы. Уровень доходов на душу населения до и после военных конфликтов, долгосрочные последствия. 
20 14.03.2014   Игра: "Устойчивое развитие", часть 3.
21 21.03.2014 Международные отношения Международная торговля, протекционизм и открытые рынки. Формы экономической интеграции. Международные объединения и организации.
22 28.03.2014 Международные отношения Международные финансы, понятие платежного баланса. Дефицит платежного баланса, должники и кредиторы на мировом рынке. Международный валютный фонд, Всемирный банк и их функции. Стабилизационные программы.
Дискуссия: "Трудно быть богом" - плюсы и минусы различных видов помощи развивающимся странам.
23 04.04.2014 Международные отношения Мировые финансовые потоки: частные иностранные инвестиции, их объем в разных странах мира и влияние на развитие. Деятельность транснациональных корпораций.
24 11.04.2014   Игра: "Устойчивое развитие", часть 4. Подведение итогов.
Консультация перед экзаменом.
25 18.04.2014   Экзамен
26 25.04.2014   Пересдача
  02.05.2014    
  09.05.2014    
  16.05.2014    
  23.05.2014    
  30.05.2014    
  06.06.2014    
  13.06.2014    
  20.06.2014    
  27.06.2014    
Список литературы
1 Тодаро М.П. "Экономическое развитие", М: Юнити, 1997
2 Strotmann H. "Sustainable Development", Pforzheim University, 2010
3 Истерли У. "В поисках роста", М: ИКСИ, 2006
4 Максаковский В.П. "Общая экономическая и социальная география", в 2-х книгах. М: ВЛАДОС, 2009
5 World Development Reports  
6 Human Development Reports