Спецкурс Орфограбли 2.0
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 10 - 11
3 Тип курса зачётный только для 10-11-ти классников
4 Преподаватели Шведова Алиса, Сапунова Анна
5 Стажёры  
6 Время проведения Среда 17:20 - 18:40
7 Цель курса Повысить орфографическую грамотность школьников и дать им представление о написании эссе в части С ЕГЭ по русскому языку.
8 Задачи курса В задачи курса входит:
а) закрепить и углубить знания школьников в области русской орфографии;
б) научить их применять орфографические правила на практике;
в) натренировать их решать тестовые задания по орфографии, входящие в часть А ЕГЭ по русскому языку;
г) рассказать о требованиях, предъявляемых к эссе в части С ЕГЭ по русскому языку;
д) предоставить возможность отработать полученные знания, регулярно практикуясь в написании эссе и получая обратную связь от преподавателей.
9 Особенности курса Курс рассчитан не только на изучение орфографических правил русского языка, но и на получение навыков практического применения этих правил, в частности, в ЕГЭ (как при выполнении тестовых заданий, так и при написании эссе). О требованиях, предъявляемых к содержанию эссе, в курсе также рассказывается; еженедельно школьники выполняют практическое задание, которое впоследствии разбирается преподавателями. Кроме того, в курсе освещаются некоторые нюансы и тонкости современной русской орфографии, которые в школьной программе вообще не упоминаются. Также много внимания уделяется наиболее распространенным ошибкам, которые допускаются школьниками и абитуриентами.
Курс был прочитан 2 года назад и признан слушателями успешным.
10 Формат проведения занятия В начале каждого занятия предполагается проведение теста в формате ЕГЭ по предыдущей теме. Далее в форме мини-лекции преподносится новый материал по орфографии, после чего ученики занимаются практикой по новой теме (мини-семинар, возможно, с вызовом учеников к доске). В конце занятия проводится разбор домашней работы, заданной в позапрошлый раз.
11 Целевая аудитория Школьники 10-11 классов, желающие повысить уровень орфографической грамотности и попрактиковаться в написании эссе (часть С ЕГЭ по русскому языку).
12 Краткое описание курса Изучение правил русской орфографии, практикум по орфографии (в том числе, в тестовой форме), критерии оценки и алгоритм написания эссе в части С ЕГЭ по русскому языку.
13 Количество слушателей от 20 до 30 человек
14 Отбор На первом занятии предполагается провести мини-тест для определения уровня учащихся. Если на курс придет слишком много желающих - по результатам этого теста будет отобрано не более 25 человек.
15 Формы контроля и
система отчётности
Итоговая оценка будет складываться следующим образом: 35% (экзамен) + 45% (домашняя работа) + 20% (тесты, проводимые в начале каждого занятия). Максимальное количество баллов в каждом семестре - 500. На экзамен отводится 175 баллов (125  б.- тест по орфографии, 10 б.- орфография при написании эссе, 40 б. - содержание эссе). Также в каждом семестре будет 9 домашек по 25 б. (из них 5б. за тесты, 10 б. за упражнения, 2 б. за орфографию в эссе, 8 б. за содержание эссе) и 10 тестов формата ЕГЭ по 10 баллов (первый тест будет посвящен критериям оценки эссе, остальные 9 - орфографии).
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Да 
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Среда) Тематический блок План занятия
1 02.10.2013   Рассказ о программе курса. Знакомство со школьниками. Контрольный тест. Лекция по написанию эссе части С ЕГЭ по русскому языку.
2 09.10.2013   Безударные (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся) гласные в корне. Употребление гласных Э/Е.
3 16.10.2013   Гласные после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях различных частей речи.
4 23.10.2013   Правописание согласных в корне (непроизносимые, чередующиеся, удвоенные, сочетания согласных). Употребление букв Ъ и Ь. 
5 30.10.2013   Правописание приставок. И/Ы после приставок.
6 06.11.2013   Правописание окончаний и суффиксов имен существительных. Особенности склонения некоторых существительных. Правописание производных предлогов.
7 13.11.2013   Правописание окончаний и суффиксов имен прилагательных.
8 20.11.2013   Правописание глаголов (личные окончания и определение спряжения глагола; суффиксы глаголов; буква Ь в глагольных формах; разграничение форм 3 лица и инфинитива; формы повелительного наклонения). Правописание деепричастий.
9 27.11.2013   Правописание суффиксов и окончаний причастий. Разграничение причастий и отглагольных прилагательных.
10 04.12.2013   Правописание числительных. Сложные слова, образованные на основе числительных. Употребление прописных букв. 
11 11.12.2013   Повторение пройденного в первом семестре. Простейшие грамматические нормы (разбор задания A6 ЕГЭ).
12 18.12.2013   Экзамен.
13 25.12.2013   Пересдача.
  01.01.2014    
  08.01.2014    
  15.01.2014    
  22.01.2014    
  29.01.2014    
  05.02.2014    
14 12.02.2014   Правописание Н и НН.
  19.02.2014    
15 26.02.2014   Правописание Н и НН (продолжение).
16 05.03.2014   Сложные слова. Слова с пол-, полу-, двойные согласные в сложных словах. 
17 12.03.2014   Сложные слова. Слова с пол-, полу-, двойные согласные в сложных словах (продолжение).
18 19.03.2014   Правописание НЕ и НИ.
19 26.03.2014   Слитное и раздельное написание НЕ и НИ.
20 02.04.2014   Правописание служебных частей речи: предлогов, союзов, частиц (кроме НЕ и НИ). Разграничение омонимических конструкций (зато - за то, тоже - то же, также - так же, чтобы - что бы и др.).
21 09.04.2014   Правописание наречий и наречных выражений.
22 16.04.2014   Правописание наречий и наречных выражений (продолжение).
23 23.04.2014   Повторение пройденного во втором семестре. Обобщающее занятие по орфографии и написанию эссе в ЕГЭ.
24 30.04.2014   Экзамен.
25 07.05.2014   Пересдача.
  14.05.2014    
  21.05.2014    
  28.05.2014    
  04.06.2014    
  11.06.2014    
  18.06.2014    
  25.06.2014    
Список литературы
1 Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / под. ред.Голуб И.Б., 2-е изд, испр. - М.: Рольф: Айрис-пресс, 1999.
2 Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
3 Громов С.А. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Московский лицей, 2007.
4 Заика В.И., Гиржева Г.Н. Таблицы и упражнения по орфографии и пунктуации. - М.: Флинта, Наука, 2006.
5 Скворцов Л. И., Карпюк  Г.В. Русский язык. Всероссийские олимпиады./ под. редакцией А. М. Камчатнова, - М..:Просвещение, 2008. - 205 с.
6 Капинос В. И., Пучкова Л.И. Единый государственный экзамен 2008. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ - М.:Интеллект-центр, 2007.
7 Егораева Г. Т. Русский язык. Егэ: сборник заданий и методических рекомендаций - М.: Экзамен, 2010.
8 Любичева Е.В. Русский язык. На пути к экзамену: сдаем без проблем! - М.: Эксмо, 2009.
9 Под ред. И. П. Цыбулько. - ЕГЭ-2011. Русский язык: практикум по подготовке к ЕГЭ. - М.: Национальное образование, 2011.