Спецкурс | Как это было… | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Абрамов Сергей, Лепетиков Ярослав | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Вторник 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Пробудить у школьников любовь к изучению родной истории, показав ее многогранность и нарисовав четкую картину исторического пути России. | |
8 | Задачи курса | 1.
Систематизировать
знания
школьников
по отечественной
истории. 2. Сформировать у аудитории не только информационную базу, но и интуитивное понимание истории, развить способность ориентироваться в историческом пути России. 3. Показать наличие альтернативных точек зрения на исторические процессы, научить аргументировать собственное мнение. |
|
9 | Особенности курса | Дедуктивный подход к пониманию истории: сначала рисуется "фон" (образ эпохи, культуру, быт, социально-экономическое развитие), и лишь затем - "крупные планы". Отказ от событийного подхода и односторонности концепций. | |
10 | Формат проведения занятия | Первые 20 минут - интерактивная лекция, посвященная демонстрации эпохи; затем - описание событий, происходивших в период, заявленный в теме лекции. Во время 2го этапа предусмотрены дискуссии со школьниками и изучение исторических источников. Через занятие в конце пары проводится проверочная работа на материал двух лекций (этой и предыдущей). | |
11 | Целевая аудитория | Курс предназначен для школьников, интересующихся отечественной историей | |
12 | Краткое описание курса | Курс по истории России с применением дедуктивного подхода и рассмотрением альтернативных точек зрения. | |
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | |
14 | Отбор | Предварительного отбора не существует. | |
15 | Формы
контроля и система отчётности |
Активность
во время
занятий - 20%,
проверочные
работы - 10%,
контрольная
работа - 30%
(если по каким-то
причинам
слушатель
не смог
написать контрольную
вовремя, ему
придется
делать это
во время
устного
экзамена),
эссе (1ый семестр)
и
творческая
работа (2
семестр) - 10%,
экзамен - 30%. Ориантировочные критерии оценок: "5": больше 80% от максимума "4": от 60% "3" от 40%. Для любой оценки необходимо выполнить каждый из пунктов не менее чем на 40%. |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Да | |
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Вторник) | Тематический блок | План занятия |
1 | 01.10.2013 | Киевская Русь с древнейших времён до XII века | Тема 0. Все новое - это хорошо забытое старое. а)Цикличность истории. Принцип эволюционного развития. б)Периодизация российской истории. Тема 1 Славяне в I - X вв.. а) Культура, религия, социально-экономическое развитие. География расселения. Свидетельства греческих историков. Влияние географического положения на историческую судьбу России. б) Норманнская и антинорманнская теории. (Дискуссия ок. 10 мин.). От Рюрика до крещения Руси. |
2 | 08.10.2013 | Киевская Русь с древнейших времён до XII века | Тема 2. Ярослав и Ярославичи. Каждый да владеет вотчиной своею. а) Русское общество до татаро-монгольского нашествия. Социально-экономическое развитие. "Правда Ярослава". Владимир, Галич, Новгород, Псков. Культура Руси в период раздробленности." б) Междоусобицы Владимировичей и Ярославичей. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. |
3 | 15.10.2013 | Период раздробленности XII-XV века | Тема 3. Русь и иго. а)Татарское ханство: зарождение великой империи. Татаро-Монгольское нашествие. б) Культура Руси времен Золотой Орды. От упадка до подъема. Социально-экономическое положение Руси. Быт под игом. в) "Собака лает - караван идет". Александр Невский, Юрий Данилович Московский, Иван Калита. |
4 | 22.10.2013 | Период раздробленности XII-XV века | Тема 4. Собирание русских земель. а) Победа Дмитрия Донского и ее значение для истории России. б) Василий Тёмный, Иван Третий, Василий Третий. Окончательное объединение Северо-Западной Руси. |
5 | 29.10.2013 | Московское Царство XV-XVII века | Тема 5. Государство Московия. а) Культура и социально-экономическое развитие Руси XV - XVI вв. Быт от крестьянина до боярина. Россия и мир. в) Иван Грозный до 1557 года. Хорошие начинания. Судебник, Приказы, Стоглавый собор. |
6 | 05.11.2013 | Московское Царство XV-XVII века | Тема 5.1 Грозный. а) … и ужасные последствия. б) Фёдор Иоаннович и предпосылки Смуты |
7 | 12.11.2013 | Московское Царство XV-XVII века | Тема 6. Смута. Интерактивная лекция "Без царя в голове". Общенародная трагедия и подвиг патриотизма. Кардинально противоположные точки зрения на период. |
8 | 19.11.2013 | Московское Царство XV-XVII века | Тема 7. Первые Романовы. а) Что изменилось в умах после Смуты. Культурные и социальные последствия. Россия XVII века. б) Филарет. Михаил Федорович. Алексей Михайлович. Восстановление после Смуты. |
9 | 26.11.2013 | Московское Царство XV-XVII века | Тема 8. Лихой семнадцатый а)Международное положение допетровской Руси: отвоевание позиций. б) Войны и бунты: что страшнее. в) Пётр Алексеевич и падение Боярской Руси. |
10 | 03.12.2013 | Российская империя XVIII-XIX века | Тема 9. Петр I - Мы наш, мы новый мир построим. а) Культура России в первой половине XVIII в. Как радикализм Петра вписывается в эволюционную концепцию? Неверное истолкование петровских реформ. Новая культура. Судьба императора и его империи. б) Описание того, как Петр I "рубил окно в Европу". Итоги правления. |
11 | 10.12.2013 | Контрольная работа. | |
12 | 17.12.2013 | Разбор контрольной работы и повторение материала первого семестра. Возможность задать преподавателям все интересующие вопросы по теме курса. | |
13 | 24.12.2013 | Экзамен. | |
31.12.2013 | |||
07.01.2014 | |||
14.01.2014 | |||
21.01.2014 | |||
14 | 28.01.2014 | Российская империя XVIII век - 1917 год | Тема 10. Эпоха дворцовых переворотов. а) Роскошь, введенная спартанцем. Культура излишества XVIII в. Настроения в крестьянстве. Быт и культура Российской империи во 2ой пол. XVIII века. б) От Екатерины до Елизаветы. Как наследие петрово проживали и как его начали восстанавливать. |
15 | 04.02.2014 | Российская империя XVIII век - 1917 год | Тема 11. Екатерина II. а) "Просвящённый абсолютизм" и тонкий баланс сословий. б) На Запад и Юг. Внешняя политика конца века. |
16 | 11.02.2014 | Российская империя XVIII век - 1917 год | Тема 12. Первые шаги к реформам. а) Культура XIX века. Павел I - император, непонятый потомками. б) Александр I. Реформаторский пыл юного императора. Война 12 года. Аракчеевщина. Итоги правления. Мещане и промышленники. Нравы. Наука и изобретения. Система образования. Социально-экономическое и политическое развитие. Настроения в среде дворянства и крестьянства. |
17 | 18.02.2014 | Российская империя XVIII век - 1917 год | Тема 13. Реформы. Предыстория и начало. а) Николай I и декабристы. Мирная эпоха. Внутренняя политика. б) Александр II. Начало правления. в) История крестьянского вопроса вопроса. Развитие и решение |
18 | 25.02.2014 | Российская империя XVIII век - 1917 год | Тема 14. Великие реформы в своём разнообразии. а) Социально-культурный аспект. б) Анализ реформ. Пореформенная Россия времён Александра III. Эта часть проводится в форме семинара. |
19 | 04.03.2014 | Российская империя XVIII век - 1917 год | Тема 15. 300-летие дома Романовых. а) Подробный анализ событий. Особый акцент на спорный характер большинства утверждений, приводимых различными концепциями в качестве фактов. Показ отрывков из нескольких фильмов, в которых события преподносятся по-разному. Дискуссия: "Влияние династии Романовых на судьбу России". |
20 | 11.03.2014 | Российская империя XVIII век - 1917 год | Тема 16. "Долой царя!" а) Россия на рубеже веков. Страна отсталая или передовая? б) Культура XX века. Особенности строения российского общества. в) Император Николай II. Коренные причины свержения монархии. Группы интересов. Предпосылки гражданской войны. г) Первая мировая война. |
21 | 18.03.2014 | Советский период 1917-1991 | Тема 17. "17 и далее". а) Февральская и октябрьская революции. б) "Брат на брата" - война и мир в эпоху гражданской войны. Культура НЭПменов. Партийная идеология. в) История Гражданской войны. Продразверстка. НЭП. Кризисы и смена курса. |
22 | 25.03.2014 | Советский период 1917-1992 | Тема 18. "Кризисы коммунизму не страшны! ". а) Партия и подполье: культура и наука после отмены НЭПа. Настроения в обществе: к светлому будущему или в лагеря? "Штампы" и реальность. б) 3 пятилетки. Россия и мир. Подготовка к войне. История внешней политики СССР с момента образования по 1939 г. |
23 | 01.04.2014 | Советский период 1917-1993 | Тема 19. Великая Отечественная Война. Часть 1: Цена победы. Описание военных действий. Применение интерактивных карт. Обсуждение стратегий главнейших битв. Достоинства и недостатки советского командования. Часть 2. "Жизнь вопреки смерти." Культура фронта и тыла. "За Родину! За Сталина!: Мифы и правда о патриотизме советского народа. |
24 | 08.04.2014 | Советский период 1917-1994 | Тема 20. Цена победы. а) Радость со слезами на глазах. Общая картина разрушений. Настроения людей в России и мире. Судьба народов России во время и после войны. Компартия. б) Восстановление и развитие СССР до смерти Сталина. Внешняя и внутренняя политика. Тема 21. Холодная война. а) Советское общество после волны триумфа. Космическая эра. б) Политика Хрущева. Сложности дипломатии и гонка вооружений. СССР в эпоху "застоя". |
25 | 15.04.2014 | Контрольная работа. | |
26 | 22.04.2014 | Советский период 1917-1994 | Тема 21. От Брежнева до Горбачева. а) Влияние Запада. Кинематограф. Литература. Наука. Радости и печали из будней обыкновенного русского интеллигента. Культура колхозов. б) Проблемы внутренней и внешней политики СССР. Берлинская стена. Карибский кризис. Афганская война. Новый курс. в) Перестройка. |
27 | 29.04.2014 | Экзамен. | |
28 | 06.05.2014 | Пересдача. Подведение итогов курса. Чаепитие. | |
13.05.2014 | |||
20.05.2014 | |||
27.05.2014 | |||
03.06.2014 | |||
10.06.2014 | |||
17.06.2014 | |||
24.06.2014 | |||
Список литературы | |||
1 | "История отече | ||
2 | "История Росси | ||
3 | "Курс русской | ||
4 | "История Росси | ||
5 | "От Руси до Рос | ||
6 | "История госуд | ||
7 | "Царствование | ||
8 | "Русская истор | ||
9 | "Великорусски | ||