Спецкурс Думай как Чубакка!
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Андрианова Дарья, Сулимов Павел
5 Стажёры Нет
6 Время проведения Пятница 18:55 - 20:15
7 Цель курса Научить:
- мыслить разносторонне
- правильно аргументировать свою позицию
- решать изобретательские задачи
8 Задачи курса Для достижения целей на курсе планируется:
- дать представление об основах логики
- на примере кейсов из жизни продемонстрировать нестандартные подходы к решению задач
- обучить простейшим способам кодирования/декодирования
- дать представление об образном мышлении
- обучить приемам решения изобретательских задач
9 Особенности курса В рамках курса школьникам предоставляется возможность ознакомиться с принципами логического, нестандартного, образного, а также инженерного мышлений. Помимо теоретических знаний в ходе игр, разборов кейсов, а также решении задач слушатели курса научатся применять полученные знания на практике.
10 Формат проведения занятия 1) Разбор домашнего задания (20 мин.)
3) Лекция (30 мин.)
4) Практикум (30 мин.)
11 Целевая аудитория Школьники 9-11 классов, желающие научиться быстро генерировать новые идеи, решать задачи нестандартными, более эффективными способами
12 Краткое описание курса На курсе, посвященном разностороннему мышлению, проводятся игры на развитие нестандартного мышления, разбираются задачи на логику, изучаются методы решения изобретательских задач
13 Количество слушателей свыше 30 человек
14 Отбор нет
15 Формы контроля и
система отчётности
Система оценки в первом семестре:
В первом семестре в домашних заданиях за каждую обоснованную идею ставится один "плюс" - в конце семестра, человек, набравший максимальное количество "плюсов", получает 30 баллов, остальные - пропорционально количеству набранных "плюсов".
1) Домашнее задание - 30 баллов
2) Проект - 30 баллов
3) Экзамен - 40 баллов
Итого: 100 баллов
Система оценки во втором семестре:
1) Домашнее задание - 30 баллов
2) Контрольная работа - 30 баллов
3) Экзамен - 40 баллов
Итого: 100 баллов
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Нет
20 Дополнительная информация о курсе -
Позанятийный план
№ занятия Дата (Пятница) Тематический блок План занятия
1 04.10.2013 Открытие сезона. Процессы мышления Специфика работы мозга в процессе мышления, строене мозга, функции мозговых полушарий. Память, процесс обработки и сохраниния информации. Методы запоминания и увеличения эффективности памяти.  Игра "Освоение Марса" (генерирование идей).
2 11.10.2013 Нестандартное мышление Метод инверсии.Кейс о переходе на конвеерное производство.
3 18.10.2013 Нестандартное мышление Мозговой штурм. Техники мозговой атаки: письменные,"записная книжка",эффект Стравинского,открытые собрания.Классификация и сортировка генерируемых идей. Решение задач методом мозгового штурма.
4 25.10.2013 Нестандартное мышление Метод "Препарированная вишня".Решение задач с помощью деления проблемы на части. Решение кейса в группах.
5 01.11.2013 Нестандартное мышление Метод ЦРУ "Феникс". Технология постановки вопросов, их анализ. Игра "Риск и неудача".
6 08.11.2013 Нестандартное мышление Метод СКАМПЕР. Последовательность постановки вопросов. Кейс про Рея Крока.
7 15.11.2013 Нестандартное мышление Метод "Решетка идей". Выделение ключевых свойств объекта задачи, их классификация. Кейс о компании Apple
8 22.11.2013 Нестандартное мышление Метод ПИМ (плюс-интерес-минус).Оценка идей.Методы сравнения идей по разным параметрам. Решение практических проблем в группах.Оценка полученных идей.
9 29.11.2013 Образное мышление Схема идей. Методы составления схем. Требования к системе (организация, ключевые слова, ассоциации). Решение задач с помощью схемы.
10 06.12.2013 Образное мышление Символическая аналогия. Игра "объединение предметов и образов"
11 13.12.2013 Контрольные мероприятия Проект: практическая творческая работа, охватывающая темы,изучаемые в семестре.
12 20.12.2013 Контрольные мероприятия Экзамен
13 27.12.2013 Контрольные мероприятия Пересдача
  03.01.2014    
  10.01.2014    
  17.01.2014    
14 24.01.2014 Логика. Понятие Правила определений, деление понятия, обобщение и ограничение понятий; решение задач на изображение отношений объемов понятий круговыми схемами;  разбор ошибок при делении объемов понятий.
15 31.01.2014 Логика. Суждение Суждения простые и сложные; логический квадрат; условия истинности простых и сложных суждений; решение задач на логический анализ струкутры сложного суждения; составление "логических квадратов".
16 07.02.2014 Логика. Умозаключение Виды индукций, методы научной индукции, виды аналогий, состоятельность и несостоятельность умозаключений; решение задач на обращение суждений, превращение суждений, противопоставление субъекту и протипоставление предикату.
17 14.02.2014 Логика. Законы логики Законы: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания; решение задач на упрощение логических выражений.
  21.02.2014    
18 28.02.2014 Логика. Шифры Основные определения, общая схема симметричного шифрования, методы замены, методы перестановки; решение задач на расшифровку текстов
19 07.03.2014 Контрольная работа. ТРИЗ. Введение Контрольная работа (60 мин.); Краткий экскурс в историю теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), особенности теории, отличия от других теорий решения инженерных задач, сферы применения теории (20 мин.)
20 14.03.2014 ТРИЗ. Виды противоречий Формулирование возникающих противоречий, методы сведения ситуации к изобретательской задаче, изобретательские задачи на применение простейших приемов
21 21.03.2014 ТРИЗ. Технические системы Понятие технической системы и подсистемы, 4 стадии развития системы, изобретательские задачи на применение стандартных приемов
22 28.03.2014 ТРИЗ. Идеальное конечное решение Способы формулирования идеального конечного решения (ИКР), изобретательские задачи на применение продвинутых приемов 
23 04.04.2014 ТРИЗ. Инерция мышления Понятие инерции мышления, методы борьбы с инерцией мышления; применение полученных при решении задач ответов на практике
24 11.04.2014 Контрольные мероприятия Экзамен 
25 18.04.2014 Контрольные мероприятия Пересдача
26 25.04.2014 Закрытие сезона Праздничное чаепитие
  02.05.2014    
  09.05.2014    
  16.05.2014    
  23.05.2014    
  30.05.2014    
  06.06.2014    
  13.06.2014    
  20.06.2014    
  27.06.2014    
Список литературы
1 Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ. - 2-e изд., доп. - Новосибирск: Наука
2 Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. 2 изд., дополн. - Петрозаводск: Скандинавия, 2004
3 Гетманова А. Д. Учебник по логике. - М.: Владос, 1995
4 Ивин А. А. Логика: Учебное пособие. - Изд. 2-е. - М.: Знание, 1998
5 Конхейм А. Г. Основы криптографии. М.: Радио и связь, 1987
6 Майкл Микалко - Игры для разума. Тренинг креативного мышления. С-Пб: Питер, 2003
7 Саломаа А. Криптография с открытым ключом. - М.: Мир, 1995
8 Степанов О.А. "Мемоника. Правда и вымысел" - 2 изд., дополн. М.: Наука, 2007
9 Шульговский В.В., Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии, Изд. центр «Академия», М., 2008