Спецкурс | Думай как Чубакка! | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Андрианова Дарья, Сулимов Павел | |
5 | Стажёры | Нет | |
6 | Время проведения | Пятница 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Научить: - мыслить разносторонне - правильно аргументировать свою позицию - решать изобретательские задачи |
|
8 | Задачи курса | Для
достижения
целей на
курсе
планируется: - дать представление об основах логики - на примере кейсов из жизни продемонстрировать нестандартные подходы к решению задач - обучить простейшим способам кодирования/декодирования - дать представление об образном мышлении - обучить приемам решения изобретательских задач |
|
9 | Особенности курса | В рамках
курса
школьникам
предоставляется
возможность
ознакомиться
с принципами
логического,
нестандартного,
образного, а
также
инженерного
мышлений.
Помимо теоретических
знаний в
ходе игр,
разборов
кейсов, а
также
решении
задач
слушатели
курса научатся
применять
полученные
знания на практике. |
|
10 | Формат проведения занятия | 1) Разбор
домашнего
задания (20
мин.) 3) Лекция (30 мин.) 4) Практикум (30 мин.) |
|
11 | Целевая аудитория | Школьники 9-11 классов, желающие научиться быстро генерировать новые идеи, решать задачи нестандартными, более эффективными способами | |
12 | Краткое описание курса | На курсе, посвященном разностороннему мышлению, проводятся игры на развитие нестандартного мышления, разбираются задачи на логику, изучаются методы решения изобретательских задач | |
13 | Количество слушателей | свыше 30 человек | |
14 | Отбор | нет | |
15 | Формы
контроля и система отчётности |
Система
оценки в
первом
семестре: В первом семестре в домашних заданиях за каждую обоснованную идею ставится один "плюс" - в конце семестра, человек, набравший максимальное количество "плюсов", получает 30 баллов, остальные - пропорционально количеству набранных "плюсов". 1) Домашнее задание - 30 баллов 2) Проект - 30 баллов 3) Экзамен - 40 баллов Итого: 100 баллов Система оценки во втором семестре: 1) Домашнее задание - 30 баллов 2) Контрольная работа - 30 баллов 3) Экзамен - 40 баллов Итого: 100 баллов |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | |
20 | Дополнительная информация о курсе | - | |
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия |
1 | 04.10.2013 | Открытие сезона. Процессы мышления | Специфика работы мозга в процессе мышления, строене мозга, функции мозговых полушарий. Память, процесс обработки и сохраниния информации. Методы запоминания и увеличения эффективности памяти. Игра "Освоение Марса" (генерирование идей). |
2 | 11.10.2013 | Нестандартное мышление | Метод инверсии.Кейс о переходе на конвеерное производство. |
3 | 18.10.2013 | Нестандартное мышление | Мозговой штурм. Техники мозговой атаки: письменные,"записная книжка",эффект Стравинского,открытые собрания.Классификация и сортировка генерируемых идей. Решение задач методом мозгового штурма. |
4 | 25.10.2013 | Нестандартное мышление | Метод "Препарированная вишня".Решение задач с помощью деления проблемы на части. Решение кейса в группах. |
5 | 01.11.2013 | Нестандартное мышление | Метод ЦРУ "Феникс". Технология постановки вопросов, их анализ. Игра "Риск и неудача". |
6 | 08.11.2013 | Нестандартное мышление | Метод СКАМПЕР. Последовательность постановки вопросов. Кейс про Рея Крока. |
7 | 15.11.2013 | Нестандартное мышление | Метод "Решетка идей". Выделение ключевых свойств объекта задачи, их классификация. Кейс о компании Apple |
8 | 22.11.2013 | Нестандартное мышление | Метод ПИМ (плюс-интерес-минус).Оценка идей.Методы сравнения идей по разным параметрам. Решение практических проблем в группах.Оценка полученных идей. |
9 | 29.11.2013 | Образное мышление | Схема идей. Методы составления схем. Требования к системе (организация, ключевые слова, ассоциации). Решение задач с помощью схемы. |
10 | 06.12.2013 | Образное мышление | Символическая аналогия. Игра "объединение предметов и образов" |
11 | 13.12.2013 | Контрольные мероприятия | Проект: практическая творческая работа, охватывающая темы,изучаемые в семестре. |
12 | 20.12.2013 | Контрольные мероприятия | Экзамен |
13 | 27.12.2013 | Контрольные мероприятия | Пересдача |
03.01.2014 | |||
10.01.2014 | |||
17.01.2014 | |||
14 | 24.01.2014 | Логика. Понятие | Правила определений, деление понятия, обобщение и ограничение понятий; решение задач на изображение отношений объемов понятий круговыми схемами; разбор ошибок при делении объемов понятий. |
15 | 31.01.2014 | Логика. Суждение | Суждения простые и сложные; логический квадрат; условия истинности простых и сложных суждений; решение задач на логический анализ струкутры сложного суждения; составление "логических квадратов". |
16 | 07.02.2014 | Логика. Умозаключение | Виды индукций, методы научной индукции, виды аналогий, состоятельность и несостоятельность умозаключений; решение задач на обращение суждений, превращение суждений, противопоставление субъекту и протипоставление предикату. |
17 | 14.02.2014 | Логика. Законы логики | Законы: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания; решение задач на упрощение логических выражений. |
21.02.2014 | |||
18 | 28.02.2014 | Логика. Шифры | Основные определения, общая схема симметричного шифрования, методы замены, методы перестановки; решение задач на расшифровку текстов |
19 | 07.03.2014 | Контрольная работа. ТРИЗ. Введение | Контрольная работа (60 мин.); Краткий экскурс в историю теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), особенности теории, отличия от других теорий решения инженерных задач, сферы применения теории (20 мин.) |
20 | 14.03.2014 | ТРИЗ. Виды противоречий | Формулирование возникающих противоречий, методы сведения ситуации к изобретательской задаче, изобретательские задачи на применение простейших приемов |
21 | 21.03.2014 | ТРИЗ. Технические системы | Понятие технической системы и подсистемы, 4 стадии развития системы, изобретательские задачи на применение стандартных приемов |
22 | 28.03.2014 | ТРИЗ. Идеальное конечное решение | Способы формулирования идеального конечного решения (ИКР), изобретательские задачи на применение продвинутых приемов |
23 | 04.04.2014 | ТРИЗ. Инерция мышления | Понятие инерции мышления, методы борьбы с инерцией мышления; применение полученных при решении задач ответов на практике |
24 | 11.04.2014 | Контрольные мероприятия | Экзамен |
25 | 18.04.2014 | Контрольные мероприятия | Пересдача |
26 | 25.04.2014 | Закрытие сезона | Праздничное чаепитие |
02.05.2014 | |||
09.05.2014 | |||
16.05.2014 | |||
23.05.2014 | |||
30.05.2014 | |||
06.06.2014 | |||
13.06.2014 | |||
20.06.2014 | |||
27.06.2014 | |||
Список литературы | |||
1 | Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ. - 2-e изд., доп. - Новосибирск: Наука | ||
2 | Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. 2 изд., дополн. - Петрозаводск: Скандинавия, 2004 | ||
3 | Гетманова А. Д. Учебник по логике. - М.: Владос, 1995 | ||
4 | Ивин А. А. Логика: Учебное пособие. - Изд. 2-е. - М.: Знание, 1998 | ||
5 | Конхейм А. Г. Основы криптографии. М.: Радио и связь, 1987 | ||
6 | Майкл Микалко - Игры для разума. Тренинг креативного мышления. С-Пб: Питер, 2003 | ||
7 | Саломаа А. Криптография с открытым ключом. - М.: Мир, 1995 | ||
8 | Степанов О.А. "Мемоника. Правда и вымысел" - 2 изд., дополн. М.: Наука, 2007 | ||
9 | Шульговский В.В., Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии, Изд. центр «Акаде | ||