Спецкурс | Per aspera ad astra | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 10 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный только для 10-11-ти классников | |
4 | Преподаватели | Кравченко Сергей, Чович Даниэл, Кожокина Анна | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Понедельник (2 пары) 17:20- 20:15 | |
7 | Цель курса | Подготовить школьников к участию в олимпиадах по экономике. | |
8 | Задачи курса | 1) Научить
слушателей
курса
грамотно
использовать
необходимый
математический
аппарат; 2) Познакомить школьников с наиболее полезными для олимпиад экономическими моделями, обеспечить понимание предпосылок, на которых эти модели основаны; 3) Выработать у обучающихся на курсе навык построения логически строгого решения поставленной задачи; 4) Научить школьников переходить от символов к вербальной интерпретации, и наоборот. |
|
9 | Особенности курса | Отличительными
особенностями
нашего курса
являются: - большое внимание к темам, незаслуженно опущенным в стандартном школьном курсе, но важным для понимания более сложных теоретических моделей (например, "Выбор индивида", "Оптимум фирмы в координатах (L, K)" и др.); - изучение экономических явлений в первую очередь на микроуровне; - обилие кейсов и качественных задач, при решении которых иногда предполагается командная работа. |
|
10 | Формат проведения занятия | Одна из
пар
выделяется
на лекцию по
изучаемой
теме, а
вторая - на
семинар.
Лекции по
некоторым
темам будут
прочитаны
приглашёнными
лекторами,
специализирующимися
в данных
областях.
Семинар
предполагает
решение
задач в
индивидуальном
режиме.
Обсуждение
представляет
собой
разбор
моделей и экономических
кейсов.
Некоторые
кейсы школьникам
нужно будет
подготовить
заранее. Остальные
открытые
вопросы
будут
предложены
непосредственно
на занятии. |
|
11 | Целевая аудитория | Желающие много и упорно заниматься экономикой. | |
12 | Краткое описание курса | Спецкурс по углублённому изучению экономической теории | |
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | |
14 | Отбор | Мы планируем провести предварительный отбор на курс в форме письменной работы, в которую будут включены задания по математике и экономике. | |
15 | Формы
контроля и система отчётности |
В конце каждого семестра проводятся письменный и устный экзамены. Итоговая оценка за семестр складывается из следующих показателей: результат экзамена (50%), баллы за домашние работы (30%), активность на семинарах (20%). | |
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Да | |
20 | Дополнительная информация о курсе | Не стоит заранее пугаться отбора, если Ваши знания в области экономики не столь блестящи, но зато Вы разбираетесь в математике. Или если Вы успели изучить экономическую теорию на приличном уровне, но имеются определённые проблемы с математикой. Есть вероятность, что, благодаря знаниям в одной из областей, Вы сумеете набрать балл, необходимый для преодоления отборочных испытаний. | |
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Понедельник) | Тематический блок | План занятия |
1 | 30.09.2013 | Введение | Оргсобрание.
Отборочная
контрольная. Лекция "Безусловная оптимизация". Понятия: производная первого и второго порядка, безусловный экстремум, первообразная, интеграл. |
2 | 07.10.2013 | Мат. методы | Лекция
"Условная
оптимизация".
Понятия: частная
производная
первого и
второго порядка,
условный
экстремум.
Метод
множителей
Лагранжа.
Графические
методы. Семинар. |
3 | 14.10.2013 | КПВ | Лекция
"Кривая
производственных
возможностей".
Понятия:
рациональность,
альтернативные
издержки,
абсолютные
и
сравнительные
преимущества.
Иллюстрация
принципа возрастания
альтернативной
стоимости
на примере
КПВ.
Суммирование
КПВ.
Построение КПВ
по системе
заданных
условий. Семинар. |
4 | 21.10.2013 | Выбор индивида | Лекция
"Выбор
индивида".
Понятия:
предпочтения,
выявленные
предпочтения,
кривые безразличия,
бюджетное
ограничение.
Поиск оптимума
потребителя.
Функция
полезности. Выбор потребителя в координатах (досуг, потребление). Функция индивидуального предложения труда. Семинар. |
5 | 28.10.2013 | Производство, издержки | Лекция
"Теория
производства
и издержек". Понятия:
производственная
функция,
изокванта,
изокоста,
средние,
предельные
и общие издержки.
Поиск
оптимума в
координатах
(L, K). Семинар. |
04.11.2013 | |||
6 | 11.11.2013 | Совершенная конкуренция | Лекция
"Спрос,
предложение,
рыночное
равновесие".
Излишки
потребителя
и производителя.
Общественное
благосостояние.
Типы налогов,
их влияние
на
эффективность
конкурентных
рынков. Семинар. |
7 | 18.11.2013 | Эластичность | Лекция
"Эластичность".
Определение,
виды, формулы.
Геометрический
смысл
эластичности. Семинар. |
8 | 25.11.2013 | Монополия, монопсония | Лекция
"Монополия и
монопсония".
Гос. регулирование
монополии.
Оптимум
монополии при
наличии
внутреннего
и внешнего
рынков. Сравнение
монополии и
конкурентного
рынка.
Естественные
монополии. Семинар. |
9 | 02.12.2013 | Неравенство | Лекция
"Ценовая
дискриминация.
Неравенство".
3 рода
ценовой
дискриминации.
Решение задачи
максимизации
прибыли
дискриминирующей
монополией.
Кривая
Лоренца.
Индекс Джини. Семинар. |
10 | 09.12.2013 | Международная торговля | Лекция
"Международная
торговля".
КТВ. Функции
экспорта,
импорта.
Квоты,
тарифы,
пошлины.
Равновесие
на
международном
рынке. Семинар. |
11 | 16.12.2013 | Консультация | Консультация. |
12 | 23.12.2013 | Экзамен | Экзамен. |
13 | 30.12.2013 | Пересдача | Пересдача. Разбор экзамена. Чаепитие. |
06.01.2014 | |||
13.01.2014 | |||
14 | 20.01.2014 | Теория игр | Лекция
"Теория игр".
Понятия:
равновесие
Нэша,
оптимум по
Парето.
Рынок
олигополии.
Типы
олигополий:
по Курно, по
Штакельбергу,
по Бертрану.
Картельный
сговор. |
15 | 27.01.2014 | Общественные блага | Лекция
"Внешние
эффекты.
Общественные
блага".
Понятия:
неконкурентность,
неисключаемость,
трансакционные
издержки.
Функция
спроса на
общественные
блага.
Равновесие
Линдаля. Семинар. |
16 | 03.02.2014 | Основы
макро- экономики |
Лекция
"Введение в
макроэкономику."
Модель
кругооборота.
Методы
подсчета
ВВП. Система
национальных
счетов.
Индексы.
Уравнение
Фишера. Семинар. |
17 | 10.02.2014 | AD-AS | Лекция "AD-AS".
Понятия:
совокупный
спрос, совокупное
предложение.
Долгосрочный
и краткосрочный
периоды в
макроэкономике.
Экономический
рост в
данной
модели. Семинар. |
18 | 17.02.2014 | Инфляция, безработица | Лекция
"Инфляция и
безработица".
Расчёт темпа
инфляции.
Ожидаемая и
непредвиденная
инфляция.
Рынок труда.
Формулы для
расчёта
уровня
безработицы. Семинар. |
24.02.2014 | |||
19 | 03.03.2014 | Интерактив | Командное решение экономических кейсов. |
10.03.2014 | |||
20 | 17.03.2014 | Банки | Лекция
"Банковская
система".
Банковский и
денежный
мультипликаторы.
Эффект
процентной
ставки
Фишера. Семинар. |
21 | 24.03.2014 | Государствен- ная политика |
Лекция
"Фискальная
и
монетарная
политика".
Стимулирование
и
сдерживание
экономики.
Инструменты
государственного
воздействия.
Кейнсианские
мультипликаторы. Семинар и обсуждение. |
22 | 31.03.2014 | Валютный курс | Лекция
"Валютный
курс".
Паритет
покупательной
способности.
Паритет
процентной
ставки. Семинар. |
23 | 07.04.2014 | Биржа | Лекция
"Биржевая
торговля".
Биржевые
инструменты
и
механизмы. Обсуждение. |
24 | 14.04.2014 | Консультация | Консультация. |
25 | 21.04.2014 | Резерв | Резервное занятие (Всероссийская олимпиада?). |
26 | 28.04.2014 | Экзамен | Экзамен. |
27 | 05.05.2014 | Пересдача | Пересдача. Разбор экзамена. Чаепитие. |
12.05.2014 | |||
19.05.2014 | |||
26.05.2014 | |||
02.06.2014 | |||
09.06.2014 | |||
16.06.2014 | |||
23.06.2014 | |||
Список литературы | |||
1 | Вэриан Х.Р. | М.: ЮНИТИ, 1 | Микроэкономика. Промежуточный уровень. |
2 | Грязнова А.Г. | М.: Интеллект- | Экономика. Учебник для 10-11 классов. |
3 | Матвеева Т.Ю. | М.: ГУ-ВШЭ, 2 | Введение в макроэкономику. |
4 | Тарануха Ю.В., | М.: Кнорус, 20 | Микроэкономика. |
5 | Тарасевич Л.С., | М.: Экономиче | 50 лекций по микроэкономике |
6 | Чепурин М.Н., | Киров: АСА, 2 | Курс экономической теории |
7 | |||
8 | |||
9 | |||