Спецкурс На подоконнике
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Старостинская Анастасия, Туренок Виктория
5 Стажёры  
6 Время проведения Четверг 18:55 - 20:15
7 Цель курса Цель курса - дать слушателям основные представления о социальной психологии, а также развить полезные жизненные навыки.
8 Задачи курса Задачи курса:
- познакомить школьников с основными понятиями социальной психологии;
- разобрать с ними действующие силы, влияющие на мышление и поведение человека;
- привить навыки самоанализа и дать инструментарий, необходимый для определения особенностей своего психотипа;
- познакомить школьников с особенностями проджект-менеджмента;
- привить навыки тайм-менеджмента;
- развить способность находить выход из нестандартных ситуаций;
- научить школьников мыслить логически;
- способствовать развитию у школьников нестандартного мышления;
- развить умение работать в команде;
- обучить методам эффективного общения в различных ситуациях и опробовать их на практике;
- помочь преодолеть страх перед публичными выступлениями;
- способствовать раскрытию творческого потенциала и реализации амбиций школьников.
9 Особенности курса Курс охватывает основные темы по социальной психологии и психологии личности. Программа насыщена играми, дискуссиями, тренингами, тестами.
10 Формат проведения занятия Первый семестр состоит, в основном, из интерактивных лекций, с использованием компьютерных презентаций. Занятия охватывают основные темы по психологии личности и социальной психологии. Часть занятий регулярно отводится на игры, тесты, дискуссии и пр.
Во втором семестре занятия нацелены на развитие практических навыков в соответствии с темами. Навыки подобраны так, чтобы помочь школьникам как в жизни в целом, так и в выполнении семестрового проекта в частности.
11 Целевая аудитория Все школьники, желающие достичь успеха в жизни и интересующиеся социальной психологией.
12 Краткое описание курса Тренинговый курс по социальной психологии и психологии личности.
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор нет
15 Формы контроля и
система отчётности
Балльно-рейтинговая система, в которой оценивается работа на занятиях (40%), выполнение домашних заданий (30%) и экзамен (30%).
В первом семестре домашнее задание представляет собой отчет по поставленным в начале семестра целям и ответы на несколько открытых вопросов по теме занятия. В конце семестра планируется экзамен, который будет состоять из двух частей: устного зачета на знание определений, а также письменных ответов на открытые вопросы.
Во втором семестре домашнее задание направлено на отработку и закрепление практических навыков. В конце семестра школьники презентуют итоги командного проекта, который засчитывается в качестве экзамена. Школьникам будет предложено разработать и начать реализовывать рекламную кампанию вступительных экзаменов в ЭМШ, Конкурса научных работ, концепцию общего позиционирования ЭМШ или придумать и запустить какой-то новый проект в ЭМШ.
Общая оценка за год ставится с учетом оценки за первый семестр.
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Нет
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Четверг) Тематический блок План занятия
1 03.10.2013 Психология личности Рассказ о структуре курса. Дискуссия о мечтах, целях и мотивации. Ценности, потребности, целеполагание. Практикум по верной постановке цели. Осознание жизненных целей. Выбор 5 целей, которые необходимо будет выполнить до конца семестра. Игра на знакомство.
2 10.10.2013 Психология личности Психика. Сознательное и бессознательное в поведении людей. Цели и средства человеческой деятельности. Виды человеческой деятельности: общение, обучение, труд, игра. Мотивы поведения. Свобода и необходимость, планомерное и стихийное в человеческой деятельности.
3 17.10.2013 Психология личности Структура личности: различные подходы и проблемы описания. Типология личности на основе свойств индивида. Психологические тесты на определение собственного типа личности (тест Айзенка, соционические тесты, художественные эксперименты)
4 24.10.2013 Психология личности Самоанализ, самооценка, саморазвитие. Тест на самооценку. Внутренний и внешний локус контроля. Позитивные психологические установки. Решение невыполнимых задач. Тест на преобладание потребностей. Дерево интересов.
5 31.10.2013 Психология личности Понятие и стереотипы социального развития личности. Условия и движущие силы психического развития. Дискуссия о главенстве влияния среды и наследственности, разбор на примерах.
6 07.11.2013 Социальная психология Понятие социализации. Социальные роли и социальные установки. Ролевые теории личности. Разбор кейсов "Взрослый-Ребенок-Родитель". Игра "Деловые записки". Обсуждение известных психологических экспериментов.
7 14.11.2013 Социальная психология Социальные взаимодействия. Виды общения. Невербальное общение. НЛП: технические приемы и их применение в рекламе. Тренинг "дискуссии".
8 21.11.2013 Социальная психология Изменения, происходящие с личностью в толпе. Конформизм и нонконформизм. Социальные группы. Референтные группы. Обсуждение известных психологических экспериментов.
9 28.11.2013 Социальная психология Мировоззрение, менталитет. Межкультурные коммуникации. Особенности западных и восточных стилей делового общения.
10 05.12.2013 Социальная психология Гендерные различия. Особенности мужской и женской логики. Социальные роли мужчин и женщин на разных жизненных этапах. Стереотипы мужского и женского поведения. Культура и гендерные роли. Историко-географические примеры. Тест на выявление стереотипов идеальных мужчин и женщин.
11 12.12.2013 Социальная психология Психология лидерства. Основные подходы к изучению лидерства. Стили лидерства. Тест по эмоционально-волевой сфере. Игра "Кто лидер?"
12 19.12.2013 Консультация Консультация. Обсуждение поставленных в начале семестра целей и их достижения.
13 26.12.2013 Экзамен Устный зачет на знание понятийного аппарата, письменный экзамен.
  02.01.2014    
  09.01.2014    
  16.01.2014    
  23.01.2014    
  30.01.2014    
14 06.02.2014 Проджект-менеджмент Проджект-менеджмент. Жизненный цикл проекта. Существующие проекты ЭМШ. Обсуждение семестровых проектов.
15 13.02.2014 Расстановка приоритетов Расстановка приоритетов. Принцип Эйзенхауэра. Теория и практика принятия решений. Тест на расстановку приоритетов. Достижение целей.
  20.02.2014    
16 27.02.2014 Тайм-менеджмент Основы тайм-менеджмента: отношение, подход, цели, стратегия, тактика. Правило 6П. Принцип 90/10 и 80/20. Метод АБВГД. Закон принудительной эффективности.
Практическое применение навыков управления временем. Квест.
17 06.03.2014 Постановка вопросов Типы вопросов и их необходимость в жизни. Игры, направленные на овладение искусством постановки вопросов.
18 13.03.2014 Мозговой штурм Упражнения на генерирование версий и развитие нестандартного мышления. Отработка техники "выход из плоскости", тренировка бредогенератора.
19 20.03.2014 Отдых.
Работа над проектами
Важность отдыха. Принцип полного переключения. Способы релаксации и активный отдых. Энергетические затраты и отдача. Проблема внутреннего перегорания. Источники радости и вдохновения.
Обсуждение семестровых проектов.
20 27.03.2014 Логика Логика. Анализ. Синтез. Задачи и игры, направленные на развитие логического мышления.
21 03.04.2014 Тимбилдинг Работа в команде. Распределение ролей и обязанностей в команде. Важность командообразования. Игра "Что? Где? Когда?".
Домашний командный онлайн-проект.
22 10.04.2014 Коммуникации Завязывание новых социальных контактов. Основные принципы общения Карнеги. Типы переговоров. Навыки убеждения. Выполнение практических заданий по развитию коммуникативных навыков.
23 17.04.2014 Риторика Выступление перед аудиторией в заданных обстоятельствах. Подготовленные и спонтанные презентации. Умение держаться на публике.
24 24.04.2014 Экзамен Защита проектов. Чаепитие.
  01.05.2014    
  08.05.2014    
  15.05.2014    
  22.05.2014    
  29.05.2014    
  05.06.2014    
  12.06.2014    
  19.06.2014    
  26.06.2014    
Список литературы
1 Андреева Г.М. "Социальная психология. Учебник для вузов".
2 Берн Э. "Лидер и группа".  
3 Брайан Т. "Оставьте брезгливость, съешьте лягушку", "Результативный тайм-менеджмент", "Достижение цели".
4 Ильин Е.П. "Психология общения и межличностных отношений".
5 Карнеги Дейл "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично", "Как перестать беспокоиться и начать жить".
6 Кинг Л. "Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно".
7 Козлов Н.И. "Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста".
8 Лерер Д. "Как мы принимаем решения".
9 Майерс Д. "Социальная психология".
10 Пиз А., Пиз Б. "Почему он все откладывает на последний момент, а ей всегда не хватает времени". "Почему мужчины врут, а женщины ревут".
11 Хьелл Л., Дэниел З. "Теории личности. Основные положения, исследования и применение"
12 Экман П. "Психология лжи. Обмани меня, если сможешь".