Спецкурс | На подоконнике | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Старостинская Анастасия, Туренок Виктория | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Четверг 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Цель курса - дать слушателям основные представления о социальной психологии, а также развить полезные жизненные навыки. | |
8 | Задачи курса | Задачи
курса: - познакомить школьников с основными понятиями социальной психологии; - разобрать с ними действующие силы, влияющие на мышление и поведение человека; - привить навыки самоанализа и дать инструментарий, необходимый для определения особенностей своего психотипа; - познакомить школьников с особенностями проджект-менеджмента; - привить навыки тайм-менеджмента; - развить способность находить выход из нестандартных ситуаций; - научить школьников мыслить логически; - способствовать развитию у школьников нестандартного мышления; - развить умение работать в команде; - обучить методам эффективного общения в различных ситуациях и опробовать их на практике; - помочь преодолеть страх перед публичными выступлениями; - способствовать раскрытию творческого потенциала и реализации амбиций школьников. |
|
9 | Особенности курса | Курс охватывает основные темы по социальной психологии и психологии личности. Программа насыщена играми, дискуссиями, тренингами, тестами. | |
10 | Формат проведения занятия | Первый
семестр
состоит, в
основном, из
интерактивных
лекций, с
использованием
компьютерных
презентаций.
Занятия
охватывают основные
темы по
психологии
личности и
социальной
психологии.
Часть
занятий
регулярно
отводится
на игры,
тесты,
дискуссии и
пр. Во втором семестре занятия нацелены на развитие практических навыков в соответствии с темами. Навыки подобраны так, чтобы помочь школьникам как в жизни в целом, так и в выполнении семестрового проекта в частности. |
|
11 | Целевая аудитория | Все школьники, желающие достичь успеха в жизни и интересующиеся социальной психологией. | |
12 | Краткое описание курса | Тренинговый курс по социальной психологии и психологии личности. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | нет | |
15 | Формы
контроля и система отчётности |
Балльно-рейтинговая
система, в
которой оценивается
работа на
занятиях (40%),
выполнение
домашних
заданий (30%) и
экзамен (30%). В первом семестре домашнее задание представляет собой отчет по поставленным в начале семестра целям и ответы на несколько открытых вопросов по теме занятия. В конце семестра планируется экзамен, который будет состоять из двух частей: устного зачета на знание определений, а также письменных ответов на открытые вопросы. Во втором семестре домашнее задание направлено на отработку и закрепление практических навыков. В конце семестра школьники презентуют итоги командного проекта, который засчитывается в качестве экзамена. Школьникам будет предложено разработать и начать реализовывать рекламную кампанию вступительных экзаменов в ЭМШ, Конкурса научных работ, концепцию общего позиционирования ЭМШ или придумать и запустить какой-то новый проект в ЭМШ. Общая оценка за год ставится с учетом оценки за первый семестр. |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | |
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Четверг) | Тематический блок | План занятия |
1 | 03.10.2013 | Психология личности | Рассказ о структуре курса. Дискуссия о мечтах, целях и мотивации. Ценности, потребности, целеполагание. Практикум по верной постановке цели. Осознание жизненных целей. Выбор 5 целей, которые необходимо будет выполнить до конца семестра. Игра на знакомство. |
2 | 10.10.2013 | Психология личности | Психика. Сознательное и бессознательное в поведении людей. Цели и средства человеческой деятельности. Виды человеческой деятельности: общение, обучение, труд, игра. Мотивы поведения. Свобода и необходимость, планомерное и стихийное в человеческой деятельности. |
3 | 17.10.2013 | Психология личности | Структура личности: различные подходы и проблемы описания. Типология личности на основе свойств индивида. Психологические тесты на определение собственного типа личности (тест Айзенка, соционические тесты, художественные эксперименты) |
4 | 24.10.2013 | Психология личности | Самоанализ, самооценка, саморазвитие. Тест на самооценку. Внутренний и внешний локус контроля. Позитивные психологические установки. Решение невыполнимых задач. Тест на преобладание потребностей. Дерево интересов. |
5 | 31.10.2013 | Психология личности | Понятие и стереотипы социального развития личности. Условия и движущие силы психического развития. Дискуссия о главенстве влияния среды и наследственности, разбор на примерах. |
6 | 07.11.2013 | Социальная психология | Понятие социализации. Социальные роли и социальные установки. Ролевые теории личности. Разбор кейсов "Взрослый-Ребенок-Родитель". Игра "Деловые записки". Обсуждение известных психологических экспериментов. |
7 | 14.11.2013 | Социальная психология | Социальные взаимодействия. Виды общения. Невербальное общение. НЛП: технические приемы и их применение в рекламе. Тренинг "дискуссии". |
8 | 21.11.2013 | Социальная психология | Изменения, происходящие с личностью в толпе. Конформизм и нонконформизм. Социальные группы. Референтные группы. Обсуждение известных психологических экспериментов. |
9 | 28.11.2013 | Социальная психология | Мировоззрение, менталитет. Межкультурные коммуникации. Особенности западных и восточных стилей делового общения. |
10 | 05.12.2013 | Социальная психология | Гендерные различия. Особенности мужской и женской логики. Социальные роли мужчин и женщин на разных жизненных этапах. Стереотипы мужского и женского поведения. Культура и гендерные роли. Историко-географические примеры. Тест на выявление стереотипов идеальных мужчин и женщин. |
11 | 12.12.2013 | Социальная психология | Психология лидерства. Основные подходы к изучению лидерства. Стили лидерства. Тест по эмоционально-волевой сфере. Игра "Кто лидер?" |
12 | 19.12.2013 | Консультация | Консультация. Обсуждение поставленных в начале семестра целей и их достижения. |
13 | 26.12.2013 | Экзамен | Устный зачет на знание понятийного аппарата, письменный экзамен. |
02.01.2014 | |||
09.01.2014 | |||
16.01.2014 | |||
23.01.2014 | |||
30.01.2014 | |||
14 | 06.02.2014 | Проджект-менеджмент | Проджект-менеджмент. Жизненный цикл проекта. Существующие проекты ЭМШ. Обсуждение семестровых проектов. |
15 | 13.02.2014 | Расстановка приоритетов | Расстановка приоритетов. Принцип Эйзенхауэра. Теория и практика принятия решений. Тест на расстановку приоритетов. Достижение целей. |
20.02.2014 | |||
16 | 27.02.2014 | Тайм-менеджмент | Основы
тайм-менеджмента:
отношение,
подход, цели,
стратегия,
тактика.
Правило 6П.
Принцип 90/10 и 80/20.
Метод АБВГД.
Закон
принудительной
эффективности. Практическое применение навыков управления временем. Квест. |
17 | 06.03.2014 | Постановка вопросов | Типы вопросов и их необходимость в жизни. Игры, направленные на овладение искусством постановки вопросов. |
18 | 13.03.2014 | Мозговой штурм | Упражнения на генерирование версий и развитие нестандартного мышления. Отработка техники "выход из плоскости", тренировка бредогенератора. |
19 | 20.03.2014 | Отдых. Работа над проектами |
Важность
отдыха.
Принцип
полного
переключения.
Способы
релаксации
и активный
отдых.
Энергетические
затраты и
отдача.
Проблема
внутреннего
перегорания.
Источники
радости и
вдохновения. Обсуждение семестровых проектов. |
20 | 27.03.2014 | Логика | Логика. Анализ. Синтез. Задачи и игры, направленные на развитие логического мышления. |
21 | 03.04.2014 | Тимбилдинг | Работа в
команде.
Распределение
ролей и обязанностей
в команде.
Важность
командообразования.
Игра "Что?
Где? Когда?". Домашний командный онлайн-проект. |
22 | 10.04.2014 | Коммуникации | Завязывание новых социальных контактов. Основные принципы общения Карнеги. Типы переговоров. Навыки убеждения. Выполнение практических заданий по развитию коммуникативных навыков. |
23 | 17.04.2014 | Риторика | Выступление перед аудиторией в заданных обстоятельствах. Подготовленные и спонтанные презентации. Умение держаться на публике. |
24 | 24.04.2014 | Экзамен | Защита проектов. Чаепитие. |
01.05.2014 | |||
08.05.2014 | |||
15.05.2014 | |||
22.05.2014 | |||
29.05.2014 | |||
05.06.2014 | |||
12.06.2014 | |||
19.06.2014 | |||
26.06.2014 | |||
Список литературы | |||
1 | Андреева Г.М. "Социальная психология. Учебник для вузов". | ||
2 | Берн Э. "Лидер и группа". | ||
3 | Брайан Т. "Оставьте брезгливость, съешьте лягушку", "Результативный тайм-менеджмент", "Достижение цел | ||
4 | Ильин Е.П. "Психология общения и межличностных отношений". | ||
5 | Карнеги Дейл "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", "Как вырабатывать уверенность в себ | ||
6 | Кинг Л. "Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно". | ||
7 | Козлов Н.И. "Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста". | ||
8 | Лерер Д. "Как мы принимаем решения". | ||
9 | Майерс Д. "Социальная психология". | ||
10 | Пиз А., Пиз Б. "Почему он все откладывает на последний момент, а ей всегда не хватает времени". "Почему м | ||
11 | Хьелл Л., Дэниел З. "Теории личности. Основные положения, исследования и применение" | ||
12 | Экман П. "Психология лжи. Обмани меня, если сможешь". | ||