Интервью F8o7GCJEsGcс Екатериной Архиповой, ученицей 9-го класса ЭМШ, призёром Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2017.

Расскажи, пожалуйста, немного о себе. Где учишься, чем интересуешься (в учебе и помимо нее).

Я учусь в 9 математическом классе гимназии 1514. Люблю спорт, слушать музыку и рисовать, но, к сожалению, на это совсем нет времени.

Какие олимпиады тебе удалось взять? На каких ты бывала и от какой из них остались наибольшие впечатления?

В этом году я стала призером ВОШ по экономике. Я не стала апеллировать и поэтому очень расстроилась, когда узнала, что у меня был шанс стать победителем.

Кроме того, я победитель Турнира городов по математике, абсолют МОШ по основам предпринимательства и финансовой грамотности, победитель МОШ по экономике, призер Высшей Пробы по экономике и математике, призер регионального этапа ВОШ по математике, заняла 2-е место на олимпиаде МИЭФ, 2е место на Плехановской олимпиаде и т.д.

Конечно, самые сильные впечатления от Всероса. Первый раз я участвовала в нем в 8 классе. Сначала было страшно, потому что я была самой младшей участницей, меня никто не воспринимал всерьез. Мне сложно было в непривычной обстановке собраться и настроиться, я переживала, что все участники должны предъявить паспорт, а у меня его просто не было из-за возраста; я боялась проспать: когда я вскочила, думая, что опоздала на олимпиаду и автобус уже ушел, оказалось 4 утра. На самой олимпиаде я сильно волновалась и никак не могла дочитать задания до конца. По результатам первого Всероса я поняла, что надо все делать быстрее и лучше готовиться. Зато во второй раз все казалось родным и знакомым. К моему удивлению в этом году, я опять оказалась самым младшим участником олимпиады, но я уже лучше была подготовлена и очень хотела доказать всем, что готова биться за высокий результат.

Расскажи о том, как проходила твоя подготовка к олимпиадам. Ты Hd0UYSpN6uYдобилась огромного успеха и ребятам интересно, как же тебе это удалось.

Экономикой я занимаюсь с 7 класса. Первый раз я участвовала в муниципальном этапе ВОШ по экономике и сразу поняла, что одной математики мало, нужно учиться экономике. Я начала готовиться самостоятельно по учебнику Автономова и в 7 классе стала абсолютом МОШа.

На этой олимпиаде я узнала, что многие из призеров и победителей старших классов учились в ЭМШ, и я решила попробовать поступить туда. Скрыв, что учусь в 8 классе, я написала тесты. Оказалось, что написала хорошо. Я думала, что уж на втором туре, на собеседовании, точно пролечу по возрасту: в школу я пошла в 6 лет, а потом перешагнула через класс, и не заметить, что я не девятиклассница было невозможно. К моему удивлению, меня приняли и объяснили, что в ЭМШ каждый сам назначает себе класс, но не ниже того, в котором учишься в общеобразовательной школе. После общего собрания ЭМШ в сентябре 2015 г. я подошла к Краскову Вадиму Васильевичу и Кострикину Игорю Алексеевичу и спросила, можно ли, учась в ЭМШ, подготовиться ко Всеросу, реально ли туда поехать в 8 классе «оглядеться», а в 9м — «затащить». Вадим Васильевич сказал, что это будет трудно, и лучше все-таки ориентироваться на призерство с 10 класса, а в ЭМШ можно найти все, чтобы достичь цели. Он порекомендовал не бояться учиться с более старшими ребятами, а стараться впитать как можно больше, пусть и не все будет понятно сразу. А Игорь Алексеевич сказал про мою затею: «Пусть попробует! Никто ничем не рискует». Так я начала учиться в ЭМШ и поступила на курс олимпиадной математики Funматематика (Анастасия Володина, Саркисова Ирина), базовой экономики — БазЭк (Александра Москалева, Маша Филюшина),   олимпиадной экономики — Экономические Хитрости (Дмитрий Браженко, Дарья Васянина, Иван Митюшкин, Ксения Чурсина).

Учиться в 8 классе с десяти и одиннадцатиклассниками, действительно, очень тяжело. Не хватает математики, опыта, кругозора. Тригонометрию, производные и интегралы я впервые увидела в ЭМШ, так как в школе мы этого еще KqG_fhxRYDkне проходили. В некоторых задачах я, вообще, не понимала, о чем идет речь, а вокруг все увлеченно писали и решали. Многие из них были победителями и призерами Всероса, и мне они казались недосягаемыми небожителями. Вскоре выяснилось, что по мне проводят черту: никто не хочет быть хуже восьмиклашки. Поэтому, как только мне удавалось улучшить результат, ближайшие в рейтинге ко мне одногруппники резко наращивали темп и уходили в отрыв. Иногда опускались руки, хотелось все бросить. Но я вспоминала слова Вадима Васильевича, и это придавало мне силы.

Мои преподы были очень внимательны и терпеливы ко мне. Я очень благодарна Ярославу Лепетикову и Екатерине Ветровой. Они продолжали принимать у меня решения задач на осенних сборах девятиклассников в лагере «Команда», когда вечером все уже отдыхали, играли или спали. Еще хочу сказать спасибо тренеру Команды Москвы – Виктории Хохряковой, она не только взяла меня на эти первые сборы, но и строго спросила: «Чем же ты будешь заниматься, когда затащишь Всерос?»  Это тогда придало мне силы, что все возможно.

Саша Москалева, видя, что никто не может мне объяснить всеросную задачу про бинты по теме эластичности, написала специальный решебник в курс Базэка. Дмитрий Браженко терпеливо относился к моим попыткам хоть что-то решить на очередной летучке, но однажды он  прислал мне вместо оценки фотографию известной картины «Опять двойка!».  Это меня очень смотивировало. Я стала заниматься с удвоенной энергией, прошла на Заключительный этап ВОШ, стала абсолютом Высшей пробы по экономике и приложила к результату репродукцию другой известной картины «Опять пятерка!».

Сколько лет ты учишься в ЭМШ? Нравится ли тебе? Помогла ли ЭМШ тебе в подготовке к олимпиадам? Хотела бы ты преподавать в ЭМШ в дальнейшем, и какой курс?

Я учусь в ЭМШ второй год. Мне нравится творческая атмосфера ЭМШ, интересные задания, нестандартные подходы к их решению, мои веселые и такие умные одногруппники и, конечно, мои замечательные преподы. Я считаю, что кроме классических знаменитых курсов Базэка, Династии  (Соболев Тимур, Ветрова Екатерина, Шнейдер Александр, Маханькова Наталья), Экономических Хитростей  ( Магжанов Тимур, Бреннерман Антон, Ушаков Василий, Гафанова Алина) обязательно нужно брать новые курсы, которые преподы составляют по своему олимпиадному опыту или опыту поступления по ЕГЭ. В этом году я взяла за базовый курс «Математика между строк» (Николаева Надежда, Ситникова Наталья), где отводится очень большое место решению экономических задач из ЕГЭ, а также факультативным — курс по решению качественных задач, с которыми возникают проблемы у всех участников Всеросr9ZEbbbEVCwа : «Пингвины тоже люди» (Шнукало Екатерина).

Без ЭМШ мне не удалось бы ни сохранить желание учиться экономике, ни добиться высоких результатов в олимпиадах. Меня очень вдохновляло то, что мои преподы всегда поддерживали меня, а в минуты отчаяния делились своими переживаниями о том, что чувствовали сами, когда находились на моем месте.

Свой курс в ЭМШ? Я  считаю, что мне рано учить других. Я слишком мало знаю. Вот поучусь еще пару лет в ЭМШ, подтянусь до уровня преподов, и создам свой курс, а какой еще не знаю.

Почему именно экономика? Или есть еще какие-то предметы, которые тебе нравятся?

Мне нравятся многие предметы. Я люблю математику, когда-то увлекалась информатикой, языками, физикой, биологией и химией, но, по-настоящему, меня «зацепила» только экономика. Сначала я ходила на все олимпиады, даже ездила в Сириус в Сочи на заключительный этап олимпиады по физике, но потом пришлось выбирать из-за очень высокой нагрузки в гимназии. На все не хватало времени. Я выбрала экономику. Кроме математики меня привлекло то, что экономика есть везде: во всех отраслях промышленности, а значит, в совершенно разных областях знаний.

Как вообще начался твой путь к олимпиадам? Помнишь ли ты тот день, когда сказала себе : » Все, буду тащить всеросс!»?

Окончательно я поверила в себя, когда меня назвали в числе победителей Открытого Чемпионата школ по экономике в индивидуальном зачете и Наталья Михайловна Калмыкова вручила мне вожделенный всеми приз – планшет. Наверное, я тогда радовалась не меньше, чем когда затащила Всерос.

Ты, несомненно, огромная умничка. Что бы ты могла пожелать или посоветовать ребятам, которые только начинают участвовать в олимпиадах? что бы ты посоветовала школьникам ЭМШ?

Советую всем ребятам поступить в ЭМШ и найти свой первый, второй или третий путь, необязательно в экономике, а всем школьникам ЭМШ я советую постараться не вылететь, потому что ЭМШ – это ОЧень круто!

спасибо за интервью, еще раз поздравляю, ты молодец!